Как живут российские релокантки за рубежом – исследование
Исследование сотрудников Института экономики показало, что среди особенностей адаптации русскоязычных релоканток можно выделить нежелание изучать язык страны пребывания и нелегальная занятость.
Исследователи из Института экономики РАН под руководством Екатерины Черных выяснили, что многие русскоязычные эмигрантки, переехавшие за рубеж после 2022 года, продолжают поддерживать связь с российским рынком труда. Большинство из них работает в русскоязычной среде своей новой страны проживания, не имея официального трудоустройства. Эти выводы были сделаны на основе результатов анкетирования и интервью, проведенных экспертами и опубликованных в научном журнале "Социально-трудовые исследования".
Два типа женщин в эмиграции
В результатах опроса были выделены две категории женщин-иммигранток: те, кто уехал до 2022 года, и те, кто переехал после. В прошлом году были две волны отъезда граждан России за границу: после начала военных действий на Украине и объявления частичной мобилизации. Нет точных данных о масштабах миграции, но специалисты полагают, что речь идет о примерно нескольких сотнях тысяч человек (передает РБК). От 25% до 50% эмигрантов вернулись в Россию, согласно различным оценкам.
Исследование выявило значительные различия между этими двумя группами. Так, если раньше русскоязычные женщины эмигрировали в основном по личным причинам (например, из-за брака с иностранным гражданином), то в последние два года значительная часть (почти половина) переехала "из-за политической обстановки", будучи в браке с соотечественником. Женщины, уехавшие до 2022 года, имеют хороший уровень знания языка страны проживания и чаще имеют гражданство или вид на жительство, как говорится в исследовании. В то же время половина недавних иммигранток находится за границей как туристы и плохо владеют языком страны пребывания. "Только четверть из тех, кто уехал в 2022-2023 годах, свободно говорит и пишет на языке страны проживания", - указано в исследовании.
Более того, они чаще всего не изучают местный язык - в этом главное различие между недавними иммигрантками и их предшественницами, отмечают авторы. Среди причин такого поведения исследователи упоминают уверенность женщин в достаточности знания английского языка для комфортной жизни (даже если страна не англоязычная) и сосредоточенность на профессиональных интересах.
Стратегии карьерного роста релоканток
Как показывает исследование, около трети эмигранток (31%; это относится ко всем опрошенным – как первого, так и второго типа) работают по найму в своих странах проживания. 13% имеют статус самозанятых, а 3% владеют бизнесом в стране, где проживают. В то же время 11% работают удаленно на компанию своей родной страны, а 10% сочетают удаленную работу с трудоустройством на месте. В общей сложности около 24% женщин (независимо от даты эмиграции) поддерживают связь с рынком труда родной страны, 21% – частично, а 3% планируют возобновить ее. "Почти все женщины, поддерживающие связь с рынком труда своей родины (за исключением двух человек), уехали оттуда в последние два года.
С какими сложностями столкнулись выезжающие за границу
Половина из всех субъектов опроса (53%) заявила, что испытывают полное удовлетворение своим текущим положением и смотрят вперед с оптимизмом. Еще 28% отметили, что скорее удовлетворены своей работой, в то время как только 5% женщин не чувствуют удовлетворения от своей занятости. Однако это не означает, что их карьерный путь за границей был легким: большинство эмигрантов столкнулись с трудностями в процессе адаптации.
Согласно более чем 15% опрошенных, их доходы стали непостоянными и низкими. Еще более 15% женщин отметили языковой барьер.
Примерно 7% респонденток назвали препятствием сложности с признанием документов об образовании. "Процесс легализации документов об образовании занимает много времени.
В ходе интервью ученые не обнаружили традиционных проблем трудоустройства женщин: дискриминации при приеме на работу, ограничений в профессиональном росте.
Возвращать решили женщин
Политолог, автор ТГ-канала «Мастер Пера» Дмитрий Севрюков предположил, что интерес к релокантам с точки зрения научного исследования еще раз подтверждает озабоченность государства темой демографии, нехватки кадров.
«Судя по тому, что предметом нового научного исследования стала жизнь именно релоканток, а не релокантов, покинувшие Отечество мужчины считаются ломтём отрезанным, и ставки на их возможное возвращение гораздо ниже, чем на возвращение женщин», - пишет Севрюков.
«Кроме того, при разрешении проблемы релокантов как никогда актуальна поговорка о том, что хоть муж в семье и голова, но жена является той шеей, от которой зависит направление поворота. Судя по всему, в вопросе стимулирования релокантов к возвращению домой государство решается действовать через женщин, и первые шаги на этом направлении уже сделаны, да еще и при участии большой академической науки», - подытожил эксперт.