Как при крепостном праве: 53% россиян заявили о росте социального неравенства
Участники исследования "Платформы" считают, что сейчас разрыв в уровне жизни и возможностях самореализации россиян больше, чем в 90-е годы и в эпоху крепостного права.
В то же время россияне считают, что самым справедливым периодом были оттепель и брежневский застой.
Согласно проведенному опросу, большая часть респондентов считает, что за последние годы уровень социального неравенства в России значительно вырос, и в первую очередь это связано с разрывом в уровне жизни и доходов. 53% респондентов заявили об усилении неравенства за последние пять лет, в то время как только 13% считают, что оно снизилось.
Стоит отметить, что лишь 4% опрошенных согласились с утверждением, что в России вообще нет никакого неравенства. Также стоит отметить, что 37% респондентов считают, что именно в последнее десятилетие неравенство достигло своего максимума, превзойдя даже уровень неравенства в Российской империи XVIII—XIX веков, который считается худшим только для 33% опрошенных. Современность для многих людей ощущается как период обострения социального неравенства, превышающего даже эпоху крепостного права и 90-х годов XX века, несмотря на социально-экономическое расслоение в постсоветской России, пишет РБК.
Самый низкий уровень неравенства в России был во времена правления Хрущева и Брежнева (1% и 2% соответственно, считают участники опроса. После этого уровень неравенства начал расти и достиг 9% в период перестройки, а затем возрос до 23% в 1990-е годы. Однако в начале XXI века уровень неравенства снова снизился до 10%. Респондентам предлагалось выбрать два периода из девяти предложенных.
В ближайшие пять лет большинство респондентов (28% и 43%) считает, что уровень социального неравенства в России останется на прежнем уровне или продолжит расти. Только 17% надеются на сокращение разрыва, остальные респонденты не смогли дать прогноз.
Основным фактором существования и роста неравенства в России, по мнению участников опроса, является передача различий в социальном положении и статусе от родителей к детям (привилегии по наследству). Так считают 76% опрошенных. В то время как только треть этой группы (26%) согласна с тем, что социальное неравенство возникает из-за разных усилий, которые люди прикладывают к продвижению по карьерной лестнице или увеличению своих доходов. 29% респондентов связывают неравенство с природными различиями в интеллектуальных и физических способностях (было допущено несколько вариантов ответа).
Общественное мнение поддерживает представление о привилегированности детей и родственников чиновников, людей, занимающих высокие посты. Эта установка перекрывает веру в собственные способности или возможности выравнивания ситуации. В экономической сфере, в различии доходов и уровне жизни разных групп населения, россияне считают, что неравенство проявляется наиболее ярко, оценивая его на 8,2 балла из 10.
Запрос на социальную справедливость
Автор ТГ-канала «Мастер Пера», обозреватель Дмитрий Севрюков обратил внимание на склонность большинства респондентов считать эталоном социальной справедливости «хрущевскую оттепель и брежневский застой». Это значит, что заявления о курсе на построение нового социализма имеют под собой серьезные основания. Недавно министр правительства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунов заявил о целесообразности выбрать для России модель «патриотического социализма».
Также звучат идеи внедрения некоторых элементов плановой экономики
«Государство и впрямь усиливает свое присутствие не только в экономической отрасли, но и во многих других сферах, однако до сих пор это происходило по решению верхних эшелонов власти и исходя из сложившихся обстоятельств, а сейчас выясняется, что и вся страна в целом не прочь вернуться в социализм, но желательно с человеческим лицом и в такой, где было бы побольше справедливости», - написал Севрюков в Telegram. На запрос «человеческого лица» в социализме как раз указывают симпатии к периодам Брежнева и Хрущева. Здесь же можно усмотреть мечту граждан о разрядке и уверенности в мирном будущем.