Европейский союз принял решение о применении первых ограничительных мер в отношении Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) - национального аналога SWIFT, созданного Банком России.
Предполагается, что эти действия могут привести к тому, что некоторые иностранные банки откажутся от использования данной системы. Однако, по мнению экспертов, ожидается, что такой отказ не будет массовым.
В рамках 14-го пакета санкций Евросоюз принял решение о запрете использования Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) организациям из стран ЕС. Эта система, разработанная Банком России, служит национальным аналогом международной системы SWIFT. Следует отметить, что эти санкции являются первыми западными, нацеленными на СПФС.
Европейским финансовым учреждениям и корпорациям, действующим вне России, будет запрещено использовать Систему передачи финансовых сообщений или другие аналогичные специализированные службы. Также участники рынка не смогут осуществлять операции с организациями из третьих стран, которые используют Систему передачи финансовых сообщений за пределами России и находятся в специальном "черном" списке Евросоюза. Согласно Еврокомиссии, этот список будет составлять Совет ЕС. В настоящее время список пока пуст.
Россия может экспортировать такие природные ресурсы, как газ, титан, алюминий, медь, никель, палладий. В ранее разрешенных случаях странам, например Венгрии и Словакии, разрешен импорт российской нефти и нефтепродуктов до конца 2024 года. Из России разрешен импорт лекарств, медицинской продукции, сельскохозяйственных товаров и продовольствия, включая зерно и удобрения.
Исключения прописаны также для запрета на транзакции с неевропейскими организациями, которые будут включены в будущий «черный» список. Такие операции могут быть разрешены, если они необходимы для обеспечения продовольственной безопасности третьих стран или для гуманитарных целей.
Как работает российский аналог SWIFT
Канал СПФС позволяет передавать электронные сообщения для проведения финансовых операций, включая внутренние и трансграничные переводы. В 2014 году была создана данная система в случае отключения российских банков от международной SWIFT, чтобы сохранить возможность осуществления транзакций. В связи с применением секторальных санкций против российских кредитных организаций, власти задумались о разработке альтернативного сервиса для передачи финансовых сообщений.
В результате введения новых масштабных ограничений против финансового сектора России, в 2022 году актуальность Системы быстрых платежей и финансовых сообщений (СПФС) значительно возросла. Это произошло после отключения от международной системы SWIFT крупнейших российских банков, включая Сбербанк, ВТБ, «Открытие», Россельхозбанк, Новикомбанк, Промсвязьбанк, «Россия», Совкомбанк, госкорпорацию ВЭБ.РФ и МКБ. Возникшие сложности связаны не только с невозможностью использования SWIFT, но и с ограничениями западных стран, которые привели к блокировке других банков, подвергнутых санкциям. Дополнительно, Банк России со 1 октября 2023 года запретил финансовым учреждениям использовать SWIFT для внутренних переводов, требуя использовать только внутренние банковские системы, услуги российских компаний или СПФС.
По последним данным Центрального банка, к началу 2024 года в Систему международных платежей Федеральной службы по финансовому мониторингу (СПФС) было подключено 557 банков и компаний, среди которых 159 участников являются иностранными представителями из 20 стран. Правда, список пользователей российского сервиса остаётся конфиденциальным.
За январь-сентябрь 2023 года объем трафика в системе достиг 160 миллионов сообщений, что в 2,7 раза превышает показатель аналогичного периода в 2022 году. Банк России в своих стратегических планах развития финансового рынка до 2026 года подчеркивает намерение продолжать развивать функциональность системы и увеличивать количество участников СПФС, включая иностранных партнеров российских организаций. Стоит отметить, что сейчас SWIFT подключает более 11 тысяч организаций из более чем 200 стран и территорий, и общий объем трафика превышает 8,4 миллиарда сообщений.
Значение санкций Европейского Союза для СПФС
Эксперт по борьбе с финансовой преступностью Джордж Волошин в беседе с РБК предупреждает, что введение санкций против СПФС может привести к тому, что ряд неевропейских банков выйдут из российской системы и новые участники будут отказываться вступать из-за риска попадания в «черный» список. Более того, эти банки могут лишиться доступа к услугам клиринга в евро, предоставляемым банками Еврозоны.
Кира Винокурова, партнер коллегии адвокатов Pen&Paper, соглашается с этим и добавляет, что будут ограниченеы возможности передачи финансовых сообщений между российскими банками и компаниями, работающими с иностранными партнерами. Теперь операции с участием СПФС могут считаться обладающими повышенной «токсичностью», даже если они проводятся в дружественных юрисдикциях и соблюдают законодательство ЕС.
Глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров согласен с тем, что использование СПФС будет продолжаться, несмотря на возможные отказы от нее организаций из других юрисдикций. Прохоров учитывает, что решение будет зависеть от действий санкций и их влияния на банки третьих стран.
Юрист NSP Глеб Бойко, специализирующийся на санкционном праве и комплаенсе, также не прогнозирует больших отключений иностранных игроков от СПФС после введения санкций. Он объясняет это тем, что организации, являющиеся участниками российской системы за рубежом, являются финансовыми учреждениями из дружественных юрисдикций. Однако некоторые из них могут подвергаться санкционному давлению со стороны США и ЕС (такие страны, как Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Куба), и поэтому они не часто сотрудничают с европейскими контрагентами в своей деятельности.
Российский государственный юрист Олесь Груздев считает, что санкции, наложенные на СПФС, не являются чем-то катастрофическим и не окажут принципиального влияния на работу организации. Он обращает внимание на то, что те, кто всегда соблюдал европейские санкции, не имели отношения к СПФС. Основными участниками СПФС были банки из стран, которые уже долгое время находятся под санкциями США и ЕС. Они не боятся никаких санкций ЕС против России и продолжат сотрудничать с ней, так как уже имеют опыт работы с такими странами, как Иран и Венесуэла.