В Госдуме объяснили проблемы с доставкой цемента в стране
Средства массовой информации облетела новость о том, что Казань столкнулась с нехваткой цемента при подготовке к саммиту БРИКС.
Сообщения о дефиците строительного материала в Татарстане появляются не впервые: аналогичные публикации выходили в разгар строительного сезона и в прошлом году, и ранее. Почему ситуация повторяется вновь и вновь?
Если учитывать, что в последние 10 лет российские цемзаводы загружены в среднем на 60%, можно сделать вывод: дело явно не производителях стройматериала, не справляющихся со своими заказами, рассказал в разговоре с INFOX.ru заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Артем Кирьянов.
По его оценкам, негативную роль играют другие факторы. Так, в связи с продолжающейся переориентацией грузопотоков на восток существенно выросли сроки доставки грузов по железной дороге: оборот вагонов замедлился в среднем на 10-15% к аналогичному показателю прошлого года. Это приводит к дефициту подвижного состава и заставляет игроков рынка увеличивать парк, в итоге дополнительный подвижной состав только усиливает «железнодорожные пробки», указал эксперт.
Другая проблема, продолжает Кирьянов, заключается в планировании поставок, вернее, в отсутствии такового.
«Как известно, цементные заводы не могут увеличить объемы производства за короткий срок, к этому предприятиям нужно подготовиться заранее – сформировать и реализовать длительные и дорогостоящие программы по модернизации и ремонту оборудования, спланировать работу персонала и отгрузки готовой продукции и т.д. Таким образом, чтобы увеличить количество выпускаемой продукции и не получить при этом огромные убытки, капиталоемкой и крупнотоннажной цементной индустрии нужен точный прогноз потребления цемента на средне- и долгосрочную перспективу в разрезе регионов и федеральных округов», - пояснил парламентарий.
Однако пока в России не сформирована система государственного прогнозирования потребностей в цементе.
«Судя по всему, не оценивают свои текущие и будущие потребности и власти Татарстана, что подтверждает повторяющаяся из года в год нехватка базового строительного материала в регионе. Положение дел осложняется дефицитом провозных способностей железных дорог, а также нехваткой специалистов, которых тоже сложно найти в одночасье. Но эти вопросы, как и проблему дефицита цемента, можно решить, если заблаговременно планировать ход реализации строительных проектов, грамотно просчитывать, сколько региону понадобится стройматериалов и рабочей силы, заранее формировать необходимые запасы строительной продукции и кадровые резервы», - отметил Кирьянов.