Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Воспользовались случаем: Китай запросил у «Газпрома» газ по внутрироссийским ценам

Вопросы по ценовой политике и объему газа, которым Китай планирует приобретать у России, препятствуют выполнению сделки по строительству газопровода «Сила Сибири 2» между Москвой и Пекином.

Китай намерен оплачивать газ, поставляемый через «Силу Сибири 2» по цене, которая сопоставима с внутренними ценами на топливо в России, сообщает The Financial Times, ссылаясь на свои источники.

Кроме того, Китай не намерен покупать большое количество газа у России, чтобы не попоадать в зависимость от одного поставщика.

Отмечается, что договор о строительстве газопровода «Сила Сибири 2» мог бы улучшить позиции Газпрома, поскольку компания завершила предыдущий год с рекордными убытками, достигшими почти 630 миллиардов рублей. В настоящее время китайская сторона приобретает российский газ по более низкой цене, чем у других поставщиков. Однако Пекин надеется на еще большие скидки.

Месяц назад «Газпром» опроверг информацию, распространенную западными СМИ, будто бы китайцы тормозят строительство газопровода «Сила Сибири 2». В частности, Reuters и Financial Times утверждали, что Китай рассматривает Туркменистан в качестве замены для поставок газа. Западные эксперты, в свою очередь, согласны, что Пекин стремится получить более выгодные условия, используя текущую уязвимость России.

Большей щедрости от Китая ждать не приходится

С позиции Газпрома было бы наивно полагать, будто бы с утратой европейского рынка можно добиться столь же выгодных условий у Китая.

«Китай не зависит от российского газа, он для него, скорее, бонус. Китайцы активно развивают возобновляемую энергетику, как гарантию независимости своей энергосистемы от внешних поставок. Генерирующие мощности возобновляемой энергетики в Китае уже больше всей энергосистемы России», - отметил обозреватель Анатолий Несмиян.

Ровно из этих обстоятельств появилось требование продавать газ по внутренней российской цене, которая, к слову, обеспечивается государственным субсидированием.

Китай отлично понимает, что перед Газпромом стоит неприемлемый выбор: либо закрывать часть месторождений и снижать добычу газа (что сделает его однозначно дороже по себестоимости, так инфраструктура добычи и транспортировки так и остается ориентированной на добычу существенно больших объемов газа, а значит, будет задирать вверх себестоимость упавшей добычи); либо смириться и продавать газ в убыток, но сохранить большую часть добычи. В первом случае Китай вообще ничего не теряет, во втором - приобретает. В данном случае Газпром находится в позиции просящего, которая никак не сочетается с выгодными условиями.

Полная версия