Москва
24 декабря ‘24
Вторник

Птичий грипп и рост издержек: владелец «Пятерочки» объяснил подорожание яиц

Руководитель X5 Group Екатерина Лобачева прокомментировала взлет цен на яйца, который наблюдался в прошлом году.

По её словам, основной причиной стала эпидемия птичьего гриппа на промышленных предприятиях. Кроме того, она упомянула и проблему дефицита персонала: «Мы имеем петухов, но испытываем недостаток рук», - сказала Лобачева в беседе с РБК.

Также из-за девальвации рубля, у компаний возросли затраты. Еще одной причиной стал дефицит и подорожание трудовых ресурсов. По словам Лобачевой, на птицефермах эти трудности проявились наиболее явно.

Предложение сократилось существеннее, чем возрос спрос, что вызвало потребительскую панику. «Цены, по которым мы приобретали яйца у поставщиков, поднялись на почти 40%», — поделилась президент X5 Group.

Проблема с яйцами стала причиной вмешательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Еще в 2022 году служба предложила законопроект, позволяющий применять санкции к игрокам рынка за безосновательное повышение цен в результате их совместных действий. Это относилось к ситуациям, когда цены у предприятий увеличивались более чем на 30% в течение 60 календарных дней. Тогда инициативу ФАС не поддержали. Но после подорожания яиц в 2023 году служба вернулась к своему предложению и отправила тот же законопроект на обсуждение в правительство. Затем в документе появились критерии безосновательного повышения цен. На текущий момент законопроект все еще проходит обсуждение.

Тем не менее, глава X5 Group утверждает, что рынок имеет право сам себя регулировать. Наблюдения указывают на то, что чем больше регулирования на рынке, особенно в отношении формирования цен, тем с большей вероятностью возникают манипуляции в виде перепродажи товаров в магазинах по повышенным ценам. Это имело место, пока действовало соглашение о сдерживании цен на сахар и подсолнечное масло, отметила топ-менеджер.

Лобачева считает, что для недопущения повторения подобных ситуаций, как с ценами на яйца, необходимо «эффективное сотрудничество» с поставщиками, включая прогнозирование спроса, а также работа с фермерами.

В этом контексте в X5 Group создаются такие структуры, как агроагрегаторы, в которых мелкие аграрии специально производят продукцию в соответствии с нуждами компании, которая, в свою очередь, гарантирует им спрос по предварительно оговоренным ценам.

Полная версия