Мочить – и никаких гвоздей: как далеко зайдет новая антикоррупционная история России
Борьба с коррупцией всегда будет встречать реакцию «любо», однако последние новости из Министерства обороны имеют куда более прагматический характер, чем просто получение поддержки населения, уверен член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черёмухин.
Задержания в Министерстве обороны как-то никого и не смогли удивить. То ли фон уже был создан довольно плотный, поскольку фотографии и интересные факты из жизни Тимура Иванова стали привычным делом, то ли общество устало ждать справедливости и просто воспринимают все происходящее в военном ведомстве как должное. Это как нельзя лучше подтверждает тот факт, что момент выбран максимально удачно, когда нет ни особой нервозности, ни завышенных ожиданий, ни недоумения по поводу любых резких движений. Создается впечатление, что президент (а подобные шаги не делаются без его одобрения) наконец-то решил перевернуть страницу и показать на примере оборонного ведомства, что теперь страна начинает жить с чистого листа. Не стоит удивляться, если спустя время громкие кадровые решения затронут и другие стороны жизни или если многие решат сами перестраиваться в срочном порядке, не привлекая внимания журналистов и не оказываясь в центре очередных громких расследований.
О том, что порядок в Минобороны будет наведен в обозримой перспективе, многие стали догадываться с появлением Андрея Белоусова, а потом уже все окончательно убедились в ходе форума «Госзаказ». Ситуация, когда все, что проходит под грифом «Оборона» не может вызывать никаких вопросов, уходит в прошлое. Как объяснил сам Владимир Путин, новый министр поставлен как раз для того, чтобы военная промышленность, сохраняя роль ключевого механизма развития российской экономики, подхватила работу по выпуску гражданской продукции. Что вполне естественно: приобретенный за последние два года опыт и имеющиеся связи между ОПК и гражданскими отраслями производства теперь должны работать в формате модернизированной экономики. Интересно, что и сам Андрей Белоусов сделал акцент на оптимизации оборонных расходов, то есть, когда никто не собирается ничего сокращать, но нацелен на достижение максимальной эффективности от каждого вложенного рубля. Очевидно, что далеко не все, кто привык работать в старой системе Минобороны, смогут быстро перенять этот подход и уже тем более будут и те, кто попытается работать по накатанным схемам. В этом случае стоит ожидать и новых ночных визитов в престижные подмосковные поселки, и новых коробок с миллионами, и новых добровольных отставок.
В масштабах страны громких задержаний и отставок пока ждать не стоит. Но это только пока. Дело в том, что перестройка взаимоотношений между ОПК и гражданскими потребностями довольно скоро затронет и слишком большое количество предприятий, и значительное число чиновников на разном уровне. К сожалению, довольно велик соблазн прикоснуться и к лоббированию интересов отдельных предприятий, и к средствам, выделяемым на программы импортозамещения. Тем более что чужой опыт является авторитетным учителем далеко не для всех. Подобное положение вещей подводит к выводу о том, что невыполнение поставленных президентом довольно конкретных заданий теперь не будет предметом долго анализа и постепенного формирования выводов о ситуации, а может стать тем самым молниеносным сигналом, получив который, в нужных кабинетах начинают действовать без промедления.
Не стоит забывать и о том, что в нашем обществе неизменно силен запрос на наказания (и желательно довольно громкие) коррупционеров. Достаточно вспомнить, как активно обсуждались подробности деятельности и жизни Анатолия Сердюкова, когда акцент делался не на размерах ущерба стране, а на личных привязанностях и нравах. Поэтому, если сегодня всплывут яркие подробности из жизни военных или других чиновников, это встретит бурную поддержку все слоев нашего расслоенного общества. Кстати, не стоит исключать и того, что подобные громкие дела станут своего рода завесой для непопулярных решений, о которых снова стали говорить после вступления президента в должность.
Можно без сомнения сказать, что запущенная история о богатствах очередного обитателя кабинета на Фрунзенской набережной легко отодвинет на второй план весьма тяжелое, но необходимое решение о поднятии налогов или другой неприятный экономический сюрприз.