Государственные мероприятия для увеличения скорости отгрузки бензина от НПЗ привели к тому, что потребители не успевают вовремя забрать продукт с хранилищ нефти.
Компания 'Транснефть - Верхняя Волга' (оператор нефте- и нефтепродуктопроводов 'Транснефти' в 13 областях России) отправила письма руководителям нефтяных предприятий в середине апреля, предупреждая о приближающемся переполнении нефтехранилищ в Москве, сообщает «Коммерсант». Отклонения от планов по пополнению запасов нефтепродуктов были обнаружены на НПЗ Володарской, расположенной на юго-востоке города (ключевой пункт поставки нефтепродуктов для Москвы и Московской области), а также на Солнечногорской насосной станции в северо-восточной части. Из-за этого расширение импорта топлива в сеть магистральных нефтепродуктопроводов от дополнительных поставщиков было ограничено. Если замедление распределения топлива будет продолжаться, то компания 'Транснефть - Верхняя Волга' не сможет оперативно в полном объеме восполнить запасы отсутствующего топлива к концу месяца, как говорится в письме. Обе компании - 'Транснефть' и Министерство энергетики - не стали комментировать сложившуюся ситуацию.
В ОАО РЖД подтвердили, что принимают все необходимые меры для обеспечения оперативного вывоза нефтепродуктов, предназначенных для транспортировки.
За первые 17 дней апреля, согласно данным ОАО РЖД, поставок моторных топлив в Москву и область были увеличены на 6,5% по сравнению с апрелем 2023 года, в Нижегородской области (где из-за аварии была остановлена установка первичной переработки нефти и каталитического крекинга крупного Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа) — на 40,8%. Наличие подвижного состава, по мнению представителей ОАО РЖД, является достаточным, учитывая наличие парка цистерн. «В апреле на путях необщего пользования без операций ежесуточно находится свыше 19 тыс. порожних цистерн»,— отметили в ОАО РЖД.
Евгений Аркуша подчеркнул, что высокое обеспечение рынка топливом и падение оптовых цен во время ремонта НПЗ — результат действий правительства. В частности, речь идет о запрете экспорта бензина и повышении нормативов биржевых продаж дизельного топлива. По его словам, в связи с проблемами с вывозом нефтепродуктов железнодорожным транспортом многие НПЗ жаловались на переполнение складских мощностей, в результате чего они вынуждены уменьшать производство. Однако, по его словам, в настоящее время заводы освобождаются от наличия запасов и по рыночку поступают большие объемы топлива, следовательно, дефицита нет. «В принципе, дефицита не существовало и ранее, проблемы были связаны со спросом и предложением на бирже»,— отмечает он. Отличие представляет собой Дальневосточный район, где проблемы связаны не с нехваткой топлива, а с ценой на него, так как оптовые котировки сохраняются на степени розничной стоимости нефтепродуктов или даже выше.
По данным Росстата, с 8 по 14 апреля российские нефтеперерабатывающие заводы значительно увеличили производство бензина на 12,1% до почти 846 тыс. тонн, что стало максимальным результатом после конца февраля, когда начал действовать эмбарго на экспорт бензина. Хотя запасы бензина остаются высокими, оптовые цены на него продолжают стабильно падать последние недели. В частности, оптовые цены на бензин АИ-92 снизились на 8,4% до 47,2 тыс. руб. за тонну, бензина АИ-95 на 10,4%, до 54,5 тыс. руб. за тонну, а дизтоплива — на 4%, до 61,6 тыс. руб. за тонну.