Старые локомотивы перестали соответствовать требованиям надежности
Компании, занимающиеся производством локомотивов, выступают за более гибкие требования к надежности старших 20 лет машин: они указывают на то, что компоненты для таких машин уже не выпускаются, и обслуживание из-за износа становится более дорогостоящим.
ОАО РЖД готово обсудить эту проблему, особенно если это поможет повысить эффективность эксплуатации локомотивов, которая считается одной из главных причин снижения грузопотока на железных дорогах. Отзывы сервисных компаний находят поддержку среди экспертов, однако, по информации "Коммерсанта", новые локомотивы больше простаивают.
Нужно менять требования к надежности тяговых составов, которые служат более 20 лет, считает Кирилл Липа, гендиректор компании "Трансмашхолдинг" (ТМХ). В сервисе локомотивов ТМХ "ЛокоТех" объяснили, что составы старше 20 лет уже изношены и ненадежны. Некоторые компоненты уже не производятся, надежность таких локомотивов существенно ниже по сравнению с новыми или на гарантийном обслуживании. К тому же, с увеличением срока эксплуатации растут трудозатраты на обслуживание.
Технические условия для новых локомотивов определяют показатели надежности, которые отражают конструктивные и производственные отказы, за которые завод-изготовитель несет ответственность в гарантийный период. Это объясняется в «ЛокоТехе», где также отмечается, что эти показатели теперь распространяются на весь парк локомотивов. В компании обращают внимание на необходимость смены подходов и разработки методики учета показателей надежности тягового подвижного состава, исходя из особенностей конструкции, эксплуатационного срока и других факторов.
В первом квартале неисправность локомотивов была одной из причин снижения погрузки в железнодорожных сетях.
На заседании, проведенном первым вице-премьером Андреем Белоусовым, 28 марта было объявлено о простое 200 локомотивов из-за недостаточного сервисного обслуживания. Однако, согласно выпущенному протоколу, который был составлен Министерством транспорта 3 апреля, количество исправных тяговых средств в эксплуатации за первый квартал снизилось на 142 единицы по сравнению с планом, а нерабочий парк увеличился на 48 штук по сравнению с уровнем 2023 года. В протоколе отмечается, что основными причинами этого стали отсутствие запасных частей, включая импортные, нехватка квалифицированного персонала и невыполнение планов заводского ремонта локомотивов.
По информации Павла Иванкина, президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, доля поездов, которые не могут эффективно двигаться из-за проблем с тягой, увеличилась до 32%, в то время как ранее она составляла 22–25%. Кроме того, это не учитывает поезда, которые ожидают локомотивов. Теперь локомотивы проходят меньший пробег от одного регламентного обслуживания до другого. Несмотря на то, что формально локомотивов достаточно, на практике они находятся в ремонтах.
Согласно Александру Поликарпову, сооснователю и управляющему партнеру компании Rollingstock Agency, с момента основания в 2003 году ОАО РЖД приобрело более 9,5 тысяч локомотивов. Это означает, что только около половины парка локомотивов перевозчика моложе 20 лет.
На износ и трудность обслуживания локомотивов больше влияют не их возраст, а другие факторы. Это условия эксплуатации, правильность обращения с ними, качество предыдущего сервиса и ремонтов, наличие запасных частей, а также оснащенность депо нужными инструментами и управление на местах. "Именно поэтому для локомотивов старше 20 лет нужна комплексная оценка надежности", - подчеркнул Поликарпов.