Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:32
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Милостыня остается самой распространенной формой благотворительности в России

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Благотворительная активность россиян в 2023 году осталась стабильной: 53% граждан вносили пожертвования, причем милостыня была самым распространенным способом помощи, к которому прибег почти каждый четвертый из них (24%).

Об этом свидетельствуют данные опроса Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, передает «КоммерсантЪ».

53% респондентов сообщили, что в последний год хотя бы раз подали милостыню. 10% делали это регулярно. Около 33% — иногда, 6% — один раз в год

Лидерами по дарению средств стали молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет (61% среди интервьюированных, 56% из которых это делали не раз), в то время как лица старше 60 лет были менее активны (46% дарителей, 40% неоднократно). Наиболее высокая благотворительная активность отмечена в Северо-Кавказском (71%) и Дальневосточном (62%) федеральных округах, в то время как в Южном федеральном округе замечена самая низкая доля благотворителей (42%). Материальное благополучие влияет на готовность жертвовать: среди респондентов с низким доходом доля благотворителей составила 37%, тогда как среди более состоятельных граждан это число достигло 81%.

Алексей Фирсов, социолог и основатель Центра социального проектирования «Платформа», подчеркнул, что вклад в благотворительность зависит не только от финансов, но и от культурных особенностей регионов. Молодые люди, не имеющие опыта 1990-х и не ощущавшие потребительского стресса после начала СВО, воспринимают благотворительность как естественную практику.

Несмотря на то что 52% опрошенных доверяют НКО, большинство благотворительных взносов осуществляется неформально: почти половина благотворителей предпочитает давать милостыню. Тем не менее, недоверие к общественным институтам сохраняется, как отмечает Фирсов.

По данным исследования, россияне чаще всего жертвуют на помощь больным детям (42%), пожилым людям (27%), помощь животным (23%), детям-сиротам (19%) и участникам СВО или ветеранам (18%). Социальная значимость этих направлений остается стабильной с течением времени.

Во второй по значимости категории находится помощь пожилым людям, на которую отметились 27% благотворителей, следом идет поддержка животных – 23%. На благотворительность в пользу детей-сирот приходится 19%, тогда как поддержку участников СВО или ветеранам боевых конфликтов осуществляют 18% доноров. По словам руководителя Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирины Мерсияновой, распределение благотворительных приоритетов осталось неизменным по сравнению с предыдущим годом с одним исключением: поддержка военнослужащих СВО или ветеранов удвоилась в 2023 году по сравнению с 2022-м.

Ирина Мерсиянова также отмечает, что с течением времени россияне все чаще признают вклад благотворительных организаций в разрешение актуальных социальных вопросов. Когда в 2020 году в период пандемии только 10% респондентов были уверены в реальной помощи со стороны благотворительных структур, и 27% считали, что НКО должно взять на себя эту роль. Время показало, что активная деятельность НКО и волонтеров повысила уровень их осведомленности в обществе. В период СВО процент граждан, полагающих, что благотворительные институты должны оказывать помощь участникам, достиг 51%, тогда как доля замечающих фактическую помощь НКО составила 37%.

Александра Бабкина, эксперт в области благотворительности, считает положительным моментом сохранение числа лиц, вовлеченных в благотворительную активность, даже если она не носит системного характера: «Вероятно, имеет место увеличение количества целевой, непосредственной помощи, минуя НКО, и появление новых направлений практики, связанных с СВО. Ключевой задачей является привлечение фондами, осуществляющими систематические перемены, новых источников финансирования и доноров. В этом могут помочь инновационные инструменты сбора средств в социальных сетях, информационные компании, нацеленные на новых потребителей, и проекты коммерческого сектора, включающие в себя клиентов и партнеров».

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама