Москва
3 января ‘25
Пятница

А ввоз и ныне там: эксперт рассказал о том, как продвигается импортозамещение

В ноябре прошлого года Максим Орешкин заявил, что к 2030-2035 гг. наша страна должна снизить уровень импорта до 15%.

Помощник президента рассказал, что если в 2000 году импортным был каждый третий товар или услуга, то сейчас — уже каждый пятый. Теперь и президент поставил цель— до 2023 года снизить импорт до 17% ВВП. По наблюдениям члена РАПК, главы агентства «Стратагема» Романа Черемухина, необходимо с самого начала понимать, где реализация этого плана затруднительна, а провал рискует нанести урон и гражданам, и экономике.

«Производство продуктов питания все чаще называют лидером по уходу от импорта. За последнее десятилетие отечественное сельское хозяйство смогло нарастить собственные мощности. В результате Россия вышла на самообеспечение по ряду категорий: на середину прошлого года, доля иностранных мяса и птицы упала с 19,6 до 5,3%: говядины — с 57,3 до 24,7%, свинины — с 16,6 до 0,3%, мяса птицы — с 10 до 4,6%; сахара — с 7,4 до 2,4%. Вместе с тем, хотя и наметился тренд на сокращения импорта семян, однако проблем тут пока многовато: отечественные семена сахарной — около 3%, картофель — 9%. Ведется работа по кукурузе и подсолнечнику, где Россия может выйти на уровень 70-90% уже в самое ближайшее время», - пояснил Черемухин.

По его словам, сложная ситуация складывается с обеспечением лекарствами, где наш рынок на 90% зависит от импорта. Конечно, главный поставщик на данный момент – дружественная Индия. Российские же исследования опираются на советские разработки, которые адаптируются под международные тренды.

«В итоге мы слышим от специалистов, что современная российская фармпромышленность — это ручная сборка на импортном оборудовании, вспомогательных веществах и реактивах. Проблема заключается в том, что необходима масштабная поддержка государства: создание нового препарата занимает 10 лет, а бизнес не готов играть в такие долгие проекты. Вместе с тем, россияне сталкиваются с исчезновением необходимых препаратов, что рискует обернуться недовольством. Достаточно вспомнить, как в феврале пропал сверхбыстрый инсулин «Фи***»», - указал эксперт.

А вот компании, которые занимаются добычей нефти и газа можно назвать чуть ли не лидерами по сокращению зависимости от импорта и по использованию своего оборудования, не отличающегося по качеству от зарубежного, утверждает Черемухин. Хотя, возможно, эти предприятия и нуждаются в импорте или точнее будут нуждаться в будущем, когда встанет вопрос увеличения добычи и разработки новых месторождений. Вот тогда-то и станет окончательно понятно, насколько наши производители заместили импортные аналоги и сделали свою продукцию доступной.

«Тенденции в автопроме все сильнее намекают на то, что отечественные заводы будут сокращать производство. Так, на днях появилась цифра снижения в районе 50%. Их место займут китайцы, которые выглядят стильно и знают, что такое большие скидки. Чтобы продержаться на плаву нашим компаниям придется сделать акцент на устаревших моделях, забыть про вложения в НИОКР и высокотехнологичные рабочие места. Пока же в прошлом году китайские автопроизводители продали в России более 550 тысяч легковушек: доля китайских автомобилей на российском рынке выросла с 17% до 49%», - пояснил Черемухин.

По его словам, не стоит забывать и про смартфоны, где опять-таки Китай добился в России успехов: в основном за их счет объем импорта вырос за 2023 год на 13%.

В итоге получается, что переход на отечественное - это не цель и даже не средство, а правила жизни, которые невозможно установить одним днем. Сокращение зависимости от импорта из недружественных стран модифицируется в масштабные закупки и дружественных, а проблема остается. Несомненно, ряд отраслей смогут достичь поставленных показателей, но из-за того, что у других это никак не получится, первым придется брать на себя повышенные обязательства, заключил эксперт.

Полная версия