Итоги прошедшего календарного года свидетельствуют о том, что в Российской Федерации рост производительности труда составил менее 2%, в то время как доходы граждан возросли более чем на 5%.
Данный разрыв насторожил Центробанк в вопросе перспектив экономики страны. Однако при анализе более длинного временного интервала картина меняется. В течение последнего десятилетия реальные доходы россиян снизились на 6%, в то время как производительность труда, хотя и с медленными темпами, все же демонстрировала рост примерно на 7% за аналогичный период, пишут «Известия».
В начале 2000-х доходы граждан также впечатляющими темпами опережали производительность труда, рост которой, однако, оставался сравнительно высоким, демонстрируя в среднем 3% в год. Это в большой степени нивелировало предшествующее десятилетие с более значительным падением зарплат по сравнению с производительностью труда.
Анализируя ситуацию в глобальном масштабе, и сравнивая уровень заработных плат и эффективности работы в различных странах, принимая во внимание, к примеру, что в России и ФРГ производительность труда различается в 2,2 раза, а заработные платы, исходя из паритета покупательной способности, — в 2,3 раза, учитывая, что российские работники проводят на рабочем месте в среднем на 40% больше времени, можно сделать вывод о недооцененности труда в России. Таким образом, текущий рост заработных плат может являться компенсацией за предыдущее время низких темпов роста.
Экономист из «Финама» Ольга Беленькая отмечает, что уровень спроса на товары и услуги зависит от динамики реальных располагаемых доходов граждан. Но ЦБ обычно проводит сравнение именно роста заработных плат и производительности труда. Беленькая подчеркивает, что реальные располагаемые доходы населения за указанный период действительно упали, в то время как зарплаты выросли.
ЦБ встревожен тем, что сейчас наблюдается высокая загруженность трудовых ресурсов экономики. Это провоцирует дополнительный рост оплаты труда. Причем рост зарплат уходит в отрыв от возможностей промышленных мощностей. Как следствие, эта ситуация превращается в проинфляционный фактор.
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», акцентирует внимание на углублении разницы между увеличением заработных плат и производителности труда, обусловленном санкционными ограничениями поставок. На рынке труда сейчас имеет место конкурентная борьба за квалифицированные кадры, вызывающая гонку зарплатных предложений. По мнению экономиста, частично идет компенсация низкого роста доходов за прошлые годы, частично – идут структурные изменения экономики, требующие адаптации.
Илья Федоров, главный экономист «БКС Мир инвестиций», поднимает вопрос соотношения доходов и производительности, который зависит от выбранной точки отсчета. Он указывает, что возможность увеличения доходов за счет ренты, наблюдаемая в нулевые годы, неизбежно ведет к девальвации при ухудшении условий торговли. Период адаптации экономики с 2014 по 2022 год связан с новыми реалиями: сниженная цена на нефть и ограниченное распределение ренты в экономике, а также введенные санкции.
Эксперт отметил, что несмотря на проблемы повышения производительности труда, которые в первую очередь связаны с технологическим обновлением, последние данные позволяют сделать оптимистичный прогноз относительно дальнейшего развития экономики.