Минтрансу предложено ограничить право авиакомпаний на автоматическое аннулирование возвратных билетов, если пассажир не воспользовался рейсом.
Обратили внимание на эту проблему депутат Госдумы Сергей Леонов и заместитель председателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. О своей инициативе они написали в письме главе Минтранса Виталию Савельеву, сообщают «Известия».
Некоторые российские перевозчики практикуют отмену обратного билета, если пассажир не смог воспользоваться рейсом изначально из-за опоздания на регистрацию или на посадку, вследствие чего ему приходится приобретать полный пакет услуг заново, что приносит авиакомпании дополнительный доход, указал Леонов.
Авторы инициативы приводят в пример правила авиакомпаний, которые требуют от пассажиров уведомлять о сохранении обратных билетов в узкие временные рамки, как например, до окончания регистрации на первый рейс, иначе бронирование аннулируется. «Аэрофлот» ужесточил соответствующие правила, уменьшив время на уведомление до 40 минут до вылета, что ведет к потере возможности воспользоваться обратными билетами пассажирами, опоздавшими на посадку.
Леонов выступает за изменение порядка аннулирования: авиакомпании должны сначала выяснить намерения пассажира по использованию оставшихся билетов, прежде чем отменять их. Зотов предлагает внести в п. 27 ФАП-82 ясные сроки для уведомления о намерении сохранить билеты и обязать авиакомпании информировать пассажиров о правилах отмены бронирования.
Журналисты проверили практику аннулирования билетов и для примера узнали о двух семьях, которые столкнулись с аннулированием обратных билетов, в результате чего им пришлось покупать новые билеты по значительно более высокой цене. Правила относительно этой практики различаются среди российских авиакомпаний, однако «Уральские авиалинии» и «Ижавиа», например, не отменяют последующие сегменты авиабилетов, если пассажир пропустил первый рейс. Utair и Smartavia заявили о готовности рассматривать каждый случай индивидуально и сохранять билеты, если пассажиры своевременно оповестят об этом компанию.
Вопрос справедливости
По мнению Сергея Леонова, авиакомпании часто злоупотребляют возможностью отменять билеты. Он отмечает, что пассажирам часто не удается своевременно сообщить о желании воспользоваться последующими сегментами пути после регистрации на рейс, в результате чего угрожает потеря остальных бронирований.
— Опоздавший путешественник, в поисках альтернативного рейса в состоянии стресса, предполагает, что его последующие билеты все еще действительны, но позже выясняется, что они отменены. Он обычно даже не знает об этом, и это довольно несправедливо, — рассказывает депутат.
Леонов предлагает изменить правила аннуляции билетов.
— Необходимо запретить авиаперевозчикам автоматически аннулировать обратные перелеты для пассажиров, которые не успели на первый рейс. Сперва следует выяснить, хочет ли клиент пользоваться оставшимися билетами, и лишь при получении отказа отменять их, — заключил Леонов.