С апреля начинает действовать закон о северном завозе. Для транспортировки продовольствия и топлива в 25 регионов России теперь ответственны федеральный координатор и Основной морской оператор.
Поставки будут запланированы на три года вперед и контролироваться с использованием государственной системы мониторинга. В соответствии с постановлением, одобренным правительством 22 марта, будет налажен контроль за маршрутами северных поставок, своевременное выявление рисков задержек в доставке и маркировка грузов.
Запланировано прогнозирование доставок
Северный завоз затрагивает 3,2 миллиона человек из 25 регионов, которым ежегодно требуется поставка 3,3 миллиона тонн груза. Большая их часть направляется в Якутию, примерно 17 процентов в Камчатский край и 10 процентов в Чукотский автономный округ, пишет «Парламентская газета».
В советские годы процесс поставок был централизован, но позже это стало ответственностью региональных властей, что усложнило организацию доставки без участия федерации. В результате на северных территориях периодически возникает нехватка товаров, цены на которые выше, чем в центре страны, что касается, в том числе, топлива, лекарственных средств, продукции питания, включая хлеб, мясо и фрукты.
Разработанный Правительством и парламентариями закон о северном завозе был направлен на устранение данных проблем. «Закон устанавливает границы полномочий для органов власти по вопросам северного завоза», — отметил Николай Харитонов, депутат Госдумы и председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики. По его словам, Минвостокразвития и Основной морской оператор займутся организацией доставки на протяжении трех лет.
Грузы разделили на три категории: товары первой необходимости, товары для государственного обеспечения и все остальные. Николай Харитонов упомянул, что регионы могут взять бюджетные займы для закупки товаров первой необходимости, а перевозчики будут пользоваться льготными тарифами для поставок государственных и муниципальных товаров.
Снижение цен благодаря системе
Информация о северных поставках будет обрабатываться и анализироваться Федеральной государственной информационной системой мониторинга. Согласно постановлению Правительства, система будет запускаться постепенно в период с 2024 по 2026 годы.
Данная система будет использоваться для планирования транспортировки, создания оптимальных по длительности и стоимости логистических маршрутов, сбора статистических данных. Товары будут маркированы для отслеживания их движения.
Как указал Николай Харитонов, постановление Правительства стало дальнейшим шагом в развитии норм, заложенных в законе о северном завозе. Он подчеркнул преимущества внедрения цифровых технологий в упрощении, повышении прозрачности и оперативности принятия решений в системе северных поставок, что приведет к более эффективной доставке и снижению цен на товары.
Укорочение маршрутов
Благодаря закону о северных поставках и новой информационной системе смогут предотвратить дефицит товаров на Севере и уменьшить их стоимость. В соответствии с данными Минвостокразвития, упомянутыми заместителем председателя Комитета Совфеда Анатолием Широковым, цены на продукцию и топливо снизятся на 15-20 процентов благодаря выбору оптимальных логистических маршрутов. Сенатор добавил, что ранее сложности с доставкой увеличивали стоимость товаров, как, например, уголь из Хакасии, который везли в Якутию через Мурманск, в результате чего он подорожал в 11 раз. Вмешательство в логистическую структуру, такое как углубление русел рек, позволит выполнять такие перевозки прямым и более скорым маршрутом.
Грузы, необходимые для жизнеобеспечения населения северных территорий и государственных нужд, планируется доставлять в приоритетном порядке, что, как убежден Анатолий Широков, с учетом усовершенствования логистики окажет влияние на окончательную цену товаров.
В феврале правительство подтвердило перечень объектов, входящих в основу транспортно