Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Мир больше не может позволить себе богатых: ученые выступили за всеобщее равенство

Равенство необходимо для устойчивости общественного развития. Научные исследования показывают, что люди в равных условиях более доверчивы и склонны лучше заботиться об окружающей среде, чем те, кто живет в неравных, потребительских обществах.

Об этом говориться в аналитической колонке социологов Ричарда Вилкинсона и Кейт Пиккет из Йоркского университета для журнала Nature.

По мере усиливающихся экологических, социальных и гуманитарных кризисов миру больше не по силам нести две вещи: стоимость экономического неравенства, богатство.

Между 2020 и 2022 годами 1% богатейших людей мира приобрели почти вдвое больше глобального богатства, чем остальные 99% людей вместе взятые. В 2019 году они выбросили в атмосферу столько же углекислого газа, сколько беднейшие две трети человечества. В десятилетие до 2022 года состояние мировых миллиардеров более чем удвоилось и достигло почти $12 трлн.

Большие различия в доходах являются мощным социальным стрессором, который все чаще делает общества дисфункциональными. Например, большие разрывы между богатыми и бедными сопровождаются более высокими показателями убийств и заключений под стражу. Они также способствуют росту количества таких заболеваний, как ожирение, наркомания. Уровень убийств в США – самой неравной западной демократии - более чем в 11 раз выше, чем в Норвегии. Уровень заключений под стражу в десять раз выше, а уровень детской смертности и ожирения в два раза выше.

Эти проблемы затрагивают не только самых бедных людей, хотя именно им приходится страдать больше всего. Даже богатые люди могли бы наслаждаться лучшим качеством жизни, если бы жили в стране с более равномерным распределением богатства. Они могли бы улучшить свое психическое здоровье и имели бы меньше шансов стать жертвами насилия; их дети смогли бы лучше учиться в школе и реже прибегать к опасным наркотикам.

Стоимость неравенства также чрезвычайно высока для правительств. Благотворительная организация Equality Trust, базирующаяся в Лондоне, оценила, что только Великобритания могла бы сэкономить более 100 млрд фунтов стерлингов ежегодно, если бы уменьшила неравенстве до уровня средних значений пяти стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), имеющих наименьшие доходные различия – Дании, Финляндии, Бельгии, Норвегии и Нидерландов. При этом учитывались лишь четыре области: увеличение количества лет, прожитых в полном здоровье, Неравенство порождает стресс

Основополагающие причины того, что неравенство оказывает такое глубокое и обширное воздействие, являются психосоциальными. Усиливая различия в статусе и социальном классе – например, через тип автомобиля, одежду известных брендов, место жительства, – неравенство увеличивает чувство превосходства и неполноценности. Мнение о том, что некоторые люди стоят больше, чем другие, может подорвать уверенность людей и чувство собственного достоинства.

Также установлено, что уровень «анксиозности (чрезмерное реагирование на обычные жизненные ситуации) статуса» возрастает во всех группах по уровню доходов в более неравных обществах.

Постоянный стресс имеет воздействие на смертность – он может удвоить соотвесттвующие показатели. Здоровье также подвержено воздействию стресса. Питание, физическая активность и курение все показывают социальные градиенты, однако люди менее склонны к здоровому образу жизни, когда они чувствуют стресс.

Уровень насилия также связан с соревнованием в обществе за социальный статус.

Статус обязывает к потреблению

Неравенство также увеличивает потребительство. Воспринимаемая связь между богатством и самооценкой заставляет людей приобретать товары, связанные с высоким социальным статусом, и таким образом улучшать свое восприятие другими. Это подробно более ста лет назад описал американский экономист Торстейн Веблен в своей книге «Теория светского класса».

Исследования показывают, что люди, живущие в более неравных обществах, тратят больше на товары статусного потребления. Наши исследования показали, что расходы на рекламу в процентном отношении к валовому внутреннему продукту выше в странах с большим неравенством. Публикуемые в СМИ подробности об образе жизни богатых способствуют формированию стандартов и образа жизни, которыми стремятся подражать другие, что приводит к каскадам расходов на загородные дома, бассейны, путешествия, одежду и дорогие автомобили.

Как действовать политикам

Снижение неравенства - фундаментальное предварительное условие для решения экологических и социальных кризисов, с которыми сталкивается мир. Необходимо, чтобы политики быстро действовали, чтобы переломить последствия десятилетий растущего неравенства. Правительствам следует выбирать прогрессивные формы налогообложения, которые сдвигают экономическое бремя с людей с низкими доходами на тех, у кого доходы выше, для снижения неравенства и финансирования инфраструктуры, необходимой миру для перехода к углеродной нейтральности и устойчивости.

Должны быть заключены международные соглашения о закрытии налоговых убежищ и лазеек. По оценкам, избежание корпоративного налогообложения обходится бедным странам в $100 миллиардов в год - достаточно для обучения дополнительных 124 миллионов детей и, возможно, предотвращения 8 миллионов материнских и детских смертей ежегодно.

Следует также рассмотреть плюсы налога на потребление, рассчитываемого на основе личного дохода за вычетом сбережений, чтобы ограничить потребление. В отличие от налогов на добавленную стоимость и продажи, такой налог можно сделать более дифференцированным. Запреты на рекламу табака, алкоголя, азартных игр и лекарств распространены во всем мире, но налоги для ограничения рекламы в целом помогли бы снизить потребление. Стоимость энергии также можно сделать прогрессивной, взимая более высокие тарифы за расход на более высоких уровнях.

Сокращение экономического неравенства не является панацеей для проблем здравоохранения, социальных и экологических проблем, но оно является ключевым в их решении.

Полная версия