Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

В России задумались, как заманить молодых учителей в школу

Средний возраст учителей в образовательных учреждениях составляет 45–47 лет. Доля молодых педагогов до 30 лет не достигает и 15%.

Такими данными с «Известиями» поделился член клуба «Наставник» общероссийского профсоюза образования Леонид Кулик.

В 2023-24 учебном году в школах насчитывается 42,9 тысячи учителей старше 65 лет. 60,7 тысячи – в возрасте 60–64 лет. Это 12% от всей численности городских педагогов, уточнила оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. То есть, в скором времени эти педагоги завершат трудовую карьеру, и у системы образования возникнет проблема с пополнением штата.

В Минпросвещения отмечают, что все коллективы школ укомплектованы «для обеспечения полного и качественного образовательного процесса». Более того, педагогическое образование сейчас находится на втором месте по популярности среди абитуриентов. 75% выпускников педвузов и колледже идут работать по специальности.

Ведомство подчеркивает, что на федеральном и региональном уровне для учителей есть различные меры поддержки. По части освобождения педагогов от подготовки материалов к урокам разработана единая федеральная система научно-методического сопровождения.

В регионах молодые учителя получают единовременные и постоянные дополнительные выплаты. Существует грантовая поддержка, выплаты 1 млн рублей на жилье для сельских учителей.

«В 2023 году субъектами РФ осуществлено более 470 видов мер социальной поддержки на общую сумму свыше 53 млрд рублей, из них свыше 100 мер поощрения и стимулирования педагогов реализовано в Год педагога и наставника впервые», — сообщили в Минпросвещения.

И все равно молодых учителей не хватает

Несмотря на оптимистичные отчеты министерства об укомплектовании школ, проблема нехватки молодых педагогов все же существует. В противном случае президенту Владимиру Путину не пришлось бы давать поручение изыскать решения для привлечения молодых педагогов в школы. Поручение было дано в ходе совещания о реализации программы капитального ремонта школ 20 февраля. «Нужно продумать дополнительные стимулы, мотивацию, чтобы сегодняшние выпускники педагогических вузов, университетов приходили работать именно в школу, видели для себя перспективы для профессионального, карьерного роста», - сказал глава государства.

Руководитель НИЦ систем оценки и управления качеством образования ФИРО Президентской академии Борис Илюхин говорит, что доля возрастных учителей планомерно растет в последние 10 лет. Он констатировал, что действующих мер поддержки молодых педагогов явно недостаточно. Например, если взять программу «Земский учитель» с выплатами по 1 млн рублей на жилье, там есть условие, что педагог должен обязательно переехать в новое село. То есть, если молодой специалист после учебы решит вернуться в свою деревню, в школу, где учился в детстве, выплата ему уже не полагается. Кроме того, 1 млн рублей явно недостаточно, чтобы построить или отремонтировать купленный старый дом.

Академический директор школы «Новый взгляд» Александр Кузьмин согласился, что система образования сталкивается с кадровым голодом на фоне старения учителей. Молодежь в школу идет неохотно, потому как при всех усилиях государства с поддержкой, работать там приходится много, а зарплаты оставляют желать лучшего. Кузьмин заключил, что на федеральном уровне нужно принимать экстренные меры, чтобы профессия учителя стала снова популярной.

Полная версия