Москва
22 ноября ‘24
Пятница

БРИКС набирает обороты: антизападный альянс становится сильнее

Межгосударственное объединение БРИКС с 1 января наступившего года увеличилось вдвое — его участниками стали Иран, ОАЭ, Эфиопия, Египет и Саудовская Аравия.

Совокупная численность населения стран-участниц теперь составляет 3,5 млрд человек, на долю БРИКС приходится около 40% мировой добычи нефти, а общий объем экономики государств примерно равен трети от мировой. Звучит внушительно, но сможет ли БРИКС в действительности стать глобальным объединением, влиять на мировые политические процессы и экономику, стать альтернативным центром, потеснив «Большую семерку», ООН и другие организации? Корреспондент INFOX.ru пообщался с российскими экспертами и политиками, которые высказали свое мнение относительно перспектив развития межгосударственного объединения.

Экспансия в новые страны, континенты и экспансия в отрасли, среды - для БРИКС залог выживаемости, считает член правления Российской ассоциации политконсультантов Александр Назаров. По его мнению, главным критерием востребованности и жизнеспособности объединения будет являться скорость развития и расширения БРИКС по всем возможным векторам.

«Каждая новая страна в БРИКС - кирпич в здании многополярности. Задуманная как площадка для налаживания экономических и культурных связей, после 2022 года БРИКС в полной мере претендует на альтернативу крупневшим надгосударственным образованиям: ООН и его сателлиты, геообъедения», - говорит эксперт.

Медиаэксперт Руслан Маслов полагает, что тренд к расширению БРИКС сохранится в ближайшие годы на фоне политической тенденции к многополярному миру. Объединение уже выросло в привлекательного экономического и геополитического игрока и имеет конкурентные преимущества перед аналогичными объединениями, утверждает он. Однако его эффективность по-настоящему можно будет оценить при возникновении первого внутреннего конфликта. Способность преодоления подобных вызовов и покажет реальную историческую силу союза, считает эксперт.

«При этом перерастания союза в военный ждать не стоит. В ближайшем будущем мы не увидим и единой валюты БРИКС. При этом новый эквивалент доллара в виде золота или криптовалюты вроде может обозначить свои контуры», - предполагает он.

Разношерстное объединение

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев рассуждает о реальности превращения БРИКС в полноценного «геополитического соперника» стран «Большой семерки». Он напоминает, что любой международный альянс жизнеспособен, когда его члены разделяют одинаковые ценности и имеют схожие политические и экономические институты, а БРИКС - объединение разношерстное.

«Да, Китай и Россия заинтересованы в антизападной коалиции. Но сами участники БРИКС, особенно новые, больше заинтересованы в развитии экономических связей и получении инвестиций. Так что не стоит переоценивать глубину сотрудничества, но и недооценивать ее тоже не стоит», - говорит эксперт.

При этом он отмечает, что заявления стран-участниц объединения против гегемонии Запада и за многополярный мир вполне логичны, но дальше риторики дело пока не шло.

Политолог Алина Жестовская видит возможности для успешного функционирования обновленного БРИКС в стремительном изменении баланса сил на международной геополитической и экономической аренах. Новые участники вступают в объединение с целью обеспечения защиты своей суверенности, безопасности и возможности отстаивать свое право на мирное развитие.

«К антидолларовому союзу открыто присоединяются ключевые сырьевые державы. Таким образом, БРИКС сегодня становится блоком развивающихся государств, в противовес разлагающимся державам НАТО. Хочу заметить, что Штаты делают для популяризации БРИКС не меньше, чем Россия и Китай. Кровавая политика США, стимулирующая военные конфликты по всему миру, дабы наращивать объемы торговли оружием и внешние долги более мелких государств, уже настолько откровенна и неприкрыта, что уважающие себя страны переходят от открытой конфронтации с самопровозглашенным гегемоном», - говорит она.

Смена курса

По мнению сенатора Айрата Гибатдинова, БРИКС является механизмом взаимодействия по важнейшим вопросам мировой политики и экономики, который обеспечит стабильное развитие стратегического партнерства государств-участников. Увеличение количества стран, входящих в объединение, дает множество возможностей для смены текущего политического курса в мире.

«Вполне возможно, что в перспективе объединение сможет создать те условия, благодаря которым вся мировая экономика претерпит существенные изменения — речь идет о занятии более выгодной позиции в условиях экономической глобализации», - говорит Гибатдинов.

Стоит отметить, что после прошедших президентских выборов от участия в альянсе отказалась Аргентина, хотя предыдущий глава государства положительно относился к членству страны в БРИКС. Не спешит войти в союз и Турция, хотя еще в 2018 году президент Реджеп Тайип Эрдоган принимал участие в 10-м саммите объединения и высказывался в пользу институционального сотрудничества с этим союзом государств.

В разное время свое желание стать участниками БРИКС высказывали Алжир, Бангладеш, Беларусь, Пакистан, Венесуэла и другие страны. В первый день председательства России в БРИКС (началось 1 января 2024 года) президент Владимир Путин заявил о растущем авторитете коалиции и сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в том или ином формате.

Полная версия