Небо – для смелых и богатых: в России пугающе растет число поломок в авиации
В России растет число мелких поломок пассажирских самолетов. Причиной могут быть западные санкции и неготовность отечественной авиаотрасли оперативно заместить ушедшие Boeing и Airbus.
Издание Newsweek пишет, что с сентября 2023 года по середину декабря было около 60 вынужденных посадок самолетов, возгораний двигателей, разгерметизаций и других технических проблем. К показателям 2022 года прирост трехкратный.
Одним из последних случаев был возврат в аэропорт Талакан (Якутия) самолета SSJ-100 авиакомпании «Ираэро». Инцидент произошел 10 декабря. После взлета экипаж внезапно обнаружил невозможность убрать шасси. Самолет вернулся на аэродром и после небольшого ремонта все-таки вылетел в пункт назначения, в Иркутск.
11 декабря самолет Ан-24, следовавший сегодня рейсом Иркутск — Бодайбо, вернулся в аэропорт вылета. Решение было принято командиром воздушного судна из-за отсутствия показаний скорости.
Количество перейдет в качество
В любой технике при нерегулярном и некачественном обслуживании первые поломки всегда незначительные, на которые какое-то время можно не обращать внимания. Но затем могут последовать уже серьезные проблемы, требующие оперативного ремонта. Нюанс в том, что в случае с авиацией серьезные проблемы обычно происходят в воздухе, отмечает ТГ-канал «Псковская лента новостей».
Летать будет страшно и дорого
Поломки лайнеров в перспективе приведут к существенному подорожанию перелетов внутри страны. Это случится вследствие сокращения флота.
«За запчастями смотрят довольно жестко, привезти что-то для Boeing или Airbus - задача очень непростая. И количество разных напастей, которые будут уводить самолеты в ангары, будет расти, что потихоньку начнет приводить к тому, что для рабочих самолетов начнут снимать запчасти с нерабочих. Пример Ирана здесь подходит как нельзя лучше», - прогнозирует экономист Алексей Кричевский.
Первые импортозамещенные SSJ-100 появятся в России в 2024 году. Полноценного серийного производства придется подождать ориентировочно 2 года.
Расчет на возвращение иностранных производителей сомнителен. Boeing, например, включен в список поставщиков оружия и полноценного диалога с ним может не получиться. Покупки самолетов через посредников вероятны, но ценники там будут соответствующими.
В итоге тренд может привести к развитию «фермерского туризма», летать станет страшно, а «Аэрофлот» по финансовым показателям встанет в один ряд с «Почтой России».