Назад к МПС: безопасность на железных дорогах требует реформы РЖД
Перебои в движении поездов по Северомуйскому тоннелю Байкало-Амурской магистрали в Бурятии, вероятно вызванная диверсией, ставит вопрос о реорганизации работы РЖД.
Тоннель был закрыт 29 ноября из-за возгорания цистерны. Восточно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила, что загорелся вагон грузового поезда. В РЖД заявили, что движение поездов не прерывалось. Его удалось организовать так, чтобы было лишь небольшое увеличение времени в пути. Причины возгорания в РЖД не назвали.
Зато о вероятных причинах рассуждает телеканал CNN. По его версии, инцидент мог быть связан с диверсией Службы безопасности Украины (СБУ). Источник CNN прямо назвал пожар в туннеле «операцией СБУ». По его словам, сотрудники украинской спецслужбы якобы заложили 4 в/у на пути движения состава. Объясняя причину выбора тоннеля для диверсии, источник называл этот маршрут «единственным крупным железнодорожным сообщением между Россией и Китаем».
Стратегия важней бизнеса
Если версия CNN подтвердится, это будет еще один случай в списке многочисленных диверсий на железных дорогах в последнее время. Поэтому становится актуальным вопрос о качественной реорганизации системы безопасности транспортного сообщения. Диверсии – это «закономерное следствие "реформы" железных дорог», отметил журналист, радиоведущий Сергей Мардан.
Ранее было Министерство путей сообщения, а теперь есть РЖД, «бизнес-структура, которая мыслит категориями доходности, эффективности, прибыли», пояснил Мардан. В обстановке противостояния с Западом такой подход совершенно не соответствует тому военно-стратегическому значению, которое железнодорожное сообщение имеет в России.
Журналист напомнил, как в 1992 году начальник Генштаба Михаил Колесников не дал приватизировать железные дороги, аргументируя свою позицию указанием на значимость железнодорожного сообщения в момент развертывания войск и их снабжения во время боевых действий. Позже «пришли эффективные менеджеры и начали "оптимизировать" систему».
По-хорошему, охрану железных дорог должна осуществлять монополия. Данная необходимость обусловлена масштабом и сложностью железнодорожного хозяйства. Речь идет о тысячах километров дорог, сотнях тысяч вагонов, локомотивов, ремонтных заводов, подстанций, складов и так далее.
Очевидно, что назрело превращение РЖД из структуры, которая делает деньги и порой продуцирует шубохранилища, в государственную структуру, которая обеспечивает безопасность страны, заключил Мардан.
С такой оценкой согласился экономист Михаил Хазин. Он подчеркнул, что конфликт на Украине рано или поздно заставит вернуть элементы российского государства, превратившиеся в бизнес-структуры, в исходное состояние.
«Почти ежедневные диверсии на железной дороге, которые осуществляют украинские диверсанты, ставят вопрос о пересмотре итогов реформы РЖД и возвращения к опыту Министерства путей сообщения СССР с его колоссальной системой безопасности», - подытожил Хазин.