Дорога в крепостные: 10 млн россиян могут стать банкротами
В России потенциальными банкротами могут стать почти 10 млн человек.
Под угрозой банкротства сейчас находятся 9,79 млн россиян, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ).
С начала 2023 года по ноябрь число потенциальных банкротов увеличилось на 11%. Речь о тех заемщиков, кто не платит по кредитам 90 и более дней.
Общая задолженность потенциальных банкротов, по оценкам кредитного бюро, составляет 6,33 трлн рублей (против 5,68 трлн в 2022 году).
Основная доля неплательщиков приходится на получателей беззалоговых кредитов и клиентов МФО. Растет доля «молодой» просрочки – люди перестают обслуживать новые кредиты. Это уже оказывает заметное влияние на рынок по взысканию долгов.
На пути к крепостному праву
В истории средневековой Европы ранее были прецеденты, когда население буквально доводили до состояния «пойти по миру», а потом его же привлекали к ответственности за бродяжничество. Обнищание – удобный инструмент для закабаления людей, к которому могут мечтать вернуться и в XXI веке.
Группа риска – потенциальные крепостные, могут возникнуть из долговой зависимости. 10 млн человек – довольно большая прослойка, заметил обозреватель Анатолий Несмиян. Он предположил, что в процессе возрождения крепостного права кто-то может додуматься до идеи пойти дальше запрета должникам выезжать из страны. Например, речь могла бы идти о поражении в правах.
«Должники будут "прикрепляться к земле", им будет запрещено перемещение по территории страны без специального разрешения, однако на этом этапе еще будет теоретически возможен "выход" из крепостного состояния в случае, если долги будут погашены. Третий этап - будут ликвидирована возможность выхода из крепостного состояния даже в случае погашения долгов, а также создание принципа наследуемого крепостного состояния, то есть, дети крепостных будут принадлежать к этому же сословию», - пофантазировал эксперт.
По словам Несмияна, подобный сценарий приведет к классическому крепостному праву, лишь внешне приукрашенному «интернетом, телевизором и прочей бижутерией».