Время платить за девальвацию: 23% компаний планируют повысить отпускные цены
В III квартале 2023 года доля компаний, которые планируют в ближайшее время повышать отпускные цены, достигла 23%.
В июле этот показатель был на уровне 13,7%, пишет РБК со ссылкой на результаты ежеквартального мониторинга Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
По оценке Росстата, в сентябре цены производителей промтоваров выросли на 4,7% к августу и на 16,7% год к году. Тем не менее, потенциал подорожания до сих пор не исчерпан.
По мнению директора ИНП РАН Александра Широва, на решение компаний дальше поднимать цены в первую очередь повлияли колебания курса рубля. На данный момент дело уже даже не в курсе национальной валюты, которая стала укрепляться. А в том что девальвация стала транслироваться на цены, раскручивая инфляцию.
Определенный вклад также внесло повышение ключевой ставки. У компаний в результате растут издержки на финансирование оборотного капитала.
Помимо увеличения отпускных цен компании прибегают к оптимизации издержек. В основном на административные и хозяйственные нужды. Траты на персонал планируют сокращать 17% компаний. В большинстве случаев речь не о сокращении зарплат или штата, а об ограничении найма новых сотрудников.
Среди самих компаний в объяснении, почему пришло время повышать цены, 37% сослались на проблемы с поставками сырья и комплектующих. Ровно треть опрошенных жалуется на валютную нестабильность. Четверть – на недостаток оборотных средств и трудности с логитсикой. 14% респондентов сообщили о пересмотре цен существующих контрактов.
Есть и позитивные моменты. Например, мониторинг РСПП выявил снижение доли компаний, жалующихся на неплатежи контрагентов в два раза. Также примерно 1/10 часть компаний сообщили, что в III квартале не сталкивались с какими-либо проблемами.