Ближний Восток в огне: скажет ли Россия свое слово?
Россия не сможет одновременно поддерживать продуктивные отношения и с Иерусалимом, и с Тегераном – ей придется сделать свой выбор.
Об этом INFOX заявил эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач. Но этот выбор будет непродуктивным в любом случае, говорит он. Возможно ли в таком случае посредничество России в переговорах об урегулировании вспыхнувшего конфликта на Ближнем Востоке?
9 октября стало известно, что Катар при участии США проводит переговоры с руководством ХАМАС по вопросу освобождения израильских заложников, захваченных в плен боевиками. Представитель ХАМАС при этом заявил, что в плену удерживаются более 130 человек. Предметом переговоров, по сообщению Reuters, является обмен всех пленных израильтян на 36 палестинских женщин и детей, удерживаемых в израильских тюрьмах. Переговоры, по словам анонимного источника, «продвигаются позитивно», но до стадии завершения еще далеко.
Дипломатические попытки
К концу вчерашнего дня ХАМАС и вовсе заявил, что готов к переговорам о прекращении боевых действий. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ответ на это указал, что готов стать посредником в обсуждении условий перемирия. При этом он высказал мысль о том, что прекращение палестино-израильского конфликта в принципе возможно только при создании независимого и географически интегрированного палестинского государства со столицей в Иерусалиме.
Израильская сторона также обратилась к властям Египта с просьбой о помощи в урегулировании вопроса о возврате заложников домой. Усилия египтян на данный момент не увенчались успехом.
Накануне за прекращение боевых действий в регионе высказался постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя, призвав стороны конфликта к началу переговоров. «Мое послание: важно немедленно прекратить боевые действия, заключить перемирие и начать значимые переговоры, которые застопорились на десятилетия. Это отчасти результат неразрешенных проблем», — заявил дипломат.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что обострение ситуации представляет угрозу всему ближневосточному региону, поэтому необходимо как можно быстрее выводить в мирное русло. Сам Владимир Путин публично по теме не высказывался.
Между Тегераном и Иерусалимом
Социолог Мария Филь в разговоре с INFOX сказала, что происходящее сейчас на Ближнем Востоке является логичным доказательством того, что мировой порядок, сложившийся после окончания Холодной войны, не устраивает слишком многих.
«Практика двойных стандартов долгое время способствовала тому, чтобы страданий значительной части человечества не замечать. Уже сейчас на Западе применительно к субботним событиям раздаются абсурдные заявления из серии «во всем виноваты русские», но вина русских только в том, что они показали всему миру, что можно отказаться играть по навязанным правилам», - говорит она.
По мнению эксперта, России, прежде чем вырабатывать какую-то реакцию, кроме стандартных призывов «сесть за стол переговоров», надо посмотреть на развитие конфликта, основные параметры которого будут понятны уже к концу текущей недели.
«Россия не сможет одновременно поддерживать продуктивные отношения и с Иерусалимом, и с Тегераном – ей придется сделать свой выбор, который в обоих случаях будет непродуктивным для Москвы. А в геополитическом плане усиление Турции за счет ослабления Ирана сможет породить новые точки напряженности вокруг границ «Третьего Рима» и в «вашингтонском обкоме» все это прекрасно понимают», - поделился с INFOX своим мнением эксперт в сфере безопасности Сергей Храпач.
Он предполагает, что новый арабо-израильский конфликт приведет к увеличению активности военно-морской группировки США в Средиземном море. Американцы, скорее всего, приложат значительные усилия для помощи своему ближневосточному союзнику. При этом одновременно будет решаться задача усложнения деятельности союзников России – Сирии, Ирана. Для этого США могут взять под более плотный контроль логистические пути доставки российской нефти и СПГ в Азию через Средиземноморье и Суэцкий канал.
Слова эксперта подтверждаются заявлением американского сенатора-республиканца Линдси Грэма, который пригрозил Ирану ракетными ударами силами США. Конечно, заявления сенатора не являются показателем принятого решения, но отображают настроения американского истеблишмента. При этом президент Палестины Махмуд Аббас призвал ООН помочь государству в борьбе с Израилем, назвав действия израильтян агрессией против палестинского народа. Он призвал организацию «выполнить свои обязанности, признанные международной легитимностью, и обеспечить международную защиту палестинского народа».
Судя по всему, руководство России предпочло занять выжидательную позицию с целью анализа ситуации и определения возможных последствий своих действий в случае поддержки той или иной стороны. Помимо дежурных слов о необходимости предотвращения боевых действий, публике не было представлено ничего. Возможно, проходят какие-то кулуарные переговоры, о которых не сообщается, но в публичном пространстве попытки России стать посредником в мирных переговорах не наблюдаются.