Нефтяники вынудили правительство восстановить демпфер и снять запрет на экспорт ДТ
Правительство России приняло решение снять ограничения на экспорт дизельного топлива.
Послабление в режиме эмбарго коснется топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом. Для их действия нужно, чтобы производитель поставлял на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизтоплива.
Для предотвращения серого экспорта введена заградительная пошлина на нефтепродукты. Она составит 50 тысяч рублей за тонну для компаний, которые закупают топливо на рынке для перепродажи.
Также принято решение восстановиться с 1 октября (задним числом) топливный демпфер. «Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке», - сообщила пресс-служба правительства.
Еще одна принятая мера повышает нормативы обязательной продажи бензина и дизеля на бирже до 15% и 12,5% соответственно.
Неприкосновенный налоговый маневр
Экономический обозреватель Константин Двинский приветствовал решение правительства частично разрешить экспорт топлива. В противном случае была угроза переполнения хранилищ, что повлекло бы за собой снижение производства на НПЗ.
В целом меры являются адекватными, и они вкупе способны стабилизировать рынок в моменте. «Но стратегически они не гарантируют предотвращение нового кризиса, который после начала реализации налогового маневра у нас случается раз в 1,5-2 года. Выплаты нефтяникам по демпферу огромны. Даже 150 млрд рублей в месяц - очень много, но суть в том, что эти деньги являются дополнительными отчислениями. Терять бюджету по несколько триллионов рублей в год - непозволительная роскошь», - посетовал Двинский.
Он подчеркнул, что единственный вариант фундаментально решить проблему – отменить налоговый маневр, стимулирующий экспорт сырой нефти и сделавший невыгодной переработку внутри страны.
«Снижение НДПИ (вплоть до обнуления) и значительное повышение экспортной пошлины. Подобное с одной стороны позволит обеспечить внутренний рынок дешевым топливом, с другой - наполнит бюджет в достаточном количестве за счет экспортных доходов», - посоветовал Двинский.