Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Депутат Горелкин: Социальный рейтинг по китайской модели в России невозможен

В России снова становится популярной тема возможного введения социального рейтинга.

Ранее об этом часто говорили во время пандемии. Поводом для этого становился цифровой контроль за невакцинированными. Теперь зачатки социального рейтинга начинают видеть в пилотных технологических проектах отнюдь не государственного уровня, посетовал зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

Депутат обратил внимание на распространяемые в СМИ сообщения о том, что РГСУ начал тестирование социального рейтинга «Мы». Студентам якобы предлагают зарегистрироваться на платформе и принять участие в испытаниях: привязать скоринг-код к персональным данным вроде паспортных, СНИЛС, ИНН. Затем рейтинг студентов выведут в два числа: «социальный статус» и «социальный уровень». Первое отражает уровень заслуг гражданина перед обществом, второй – уровень перспектив и потенциальной пользы (если, например, человек станет большим ученым или бизнесменом, имея образование и навыки).

Антон Горелкин на этот счет заметил, что платформа разработана специализированным вузом и тестируется весьма ограниченно. «Я не думаю, что система социального рейтинга (или «скоринга» в другой терминологии) будет вводиться у нас на государственном уровне, как это сделали в Китае десять лет назад. При этом никто не запрещает коммерческим компаниям использовать подобные механики для совершенствования своих продуктов», - отметил депутат в Telegram.

В пример Горелкин привел такси, где есть рейтинг водителей и пассажиров. Система полезна и удобна. Но использовать нечто подобное для «формирования в обществе дисциплины или распределения гражданских прав в России» невозможно.

В России, где нет культуры кастового разделения, идея социального рейтинга будет отторгаться на органическом уровне. «Собственно, именно поэтому и предпринимаются эти попытки представить научный эксперимент как государственную программу легитимизации цифрового неравенства. Но в конце концов, как и три года назад, они останутся белым шумом», - заключил Горелкин.

Полная версия