Правительство России готово в ближайшие дни частично снять запрет на экспорт дизельного топлива.
Причиной является заполнение хранилищ «Транснефти». Чтобы избежать «затоваривания», возможен вариант, при котором разрешат трубопроводный экспорт дизтоплива. Объем экспорта наверняка будет квотирован, чтобы избежать скачка оптовых цен, пишет «Коммерсант».
По информации издания, мощности для хранения дизтоплива у «Транснефти» практически полностью выработаны. Перенаправить лишние объемы топлива на внутренний рынок технически невозможно. Ситуация грозит тем, что нефтеперерабатывающим заводам придется снижать производство. Причем не только дизтоплива, но и других светлых нефтепродуктов, включая бензин.
Запрет на экспорт бензина и дизельного топлива был введен правительством 21 сентября. Изначально говорилось, что запрет будет бессрочным, до тех пор, пока внутренние цены не стабилизируются. С новыми вводными о переполняемых хранилищах, запрет может быть снят уже 10 октября, отмечает «Ъ».
Цены снова пойдут в рост?
ТГ-канал «Экономизм» Алексея Кричевского прогнозирует, что даже после частичной отмены запрета цены на бензин и солярку на заправках продолжат расти. «Цены на заправках могут запросто дойти до доллара за литр», - говорится в комментарии канала.
Того же мнения придерживается обозреватель Анатолий Несмиян. Он констатировал, что причина топливного коллапса до сих пор осталась неразрешенной.
Источник проблемы в том, что внутренняя цена на топливо существенно ниже внешней. В рублях разница составляет 100-120 рублей. То есть, для равновесия в интересах экспортеров стоимость литра бензина на АЗС должна составлять порядка 200 рублей.
«Раньше бюджет доплачивал разницу производителю и устанавливал квоты поставок на внутренний рынок. Сейчас у бюджета нет лишних денег, поэтому квоты есть, доплат нет. Естественно, что производители всеми правдами и неправдами с любыми потерями и комиссионными сбрасывают топливо на экспорт», - пояснил эксперт.
Переполнение хранилищ чревато остановкой работы НПЗ с последующим дефицитом. Это обстоятельство вполне может стать элементом шантажа в спорах экспортеров и правительства об эмбарго. Можно предположить, что через 1-2 недели запрет экспорта будет отменен, или же формально он останется, а нефтяники найдут способы его благополучно обходить. «Ничего необычного. Пока не ликвидировано исходное противоречие, причина для кризиса остается в неприкосновенности», - заключил Несмиян.