Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Закон и понятия: как избиение Никиты Журавеля в СИЗО меняет систему права в России

Подтверждение главой Чечни Рамзаном Кадыровым слухов об избиении в СИЗО задержанного за сожжение Корана Никити Журавеля вызвало дискуссию о месте права и справедливости в российской действительности.

В понедельник вечером Кадыров выложил в своем официальном ТГ-канале видео, на котором его младший сын Адам избивает Журавеля. В ночь на 26 сентября Ксения Собчак опубликовала пост, в котором сообщила, что Кадыров лично позвонил ей, чтобы поговорить о нападках на свою семью. Помимо прочего Кадыров, как уверяет Собчак, рассказал, как Адам едва ли не случайно остался наедине с задержанным. «…Я ушел из кабинета, а Адам там остался, я этого не заметил. Он у меня вообще сам себе на уме. Потом услышал крики, послал охранника своего разнимать их. Адам самостоятельный, темпераментный», - передает Собчак речь Кадырова.

С ее слов, Рамзан Кадыров не считает Адама в чем-либо виноватым, однако же допускает, что если суд посчитает сына виновным, значит ему придется понести наказание по всей строгости закона.

Избивать людей нельзя

Омбудсмен Татьяна Москалькова в Telegram написала, что решительно осуждает «уничтожение Священных Книг», но и побои в СИЗО считает неприемлемыми.

«Однако какое бы страшное преступление ни совершил человек, он должен ответить за него перед судом по закону. Таковы принципы нашего правового государства. И во время следствия в СИЗО он безусловно должен содержаться по правилам, которые установлены законом», — подчеркнула Москалькова.

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков назвал недопустимым самосуд, добавив, что не припоминает, где в законе о защите чувств верующих говорится об опции наказания через избиения.

Депутат Евгений Попов тоже осудил видео от Кадырова: «Избивать людей нельзя. Это незаконно. Наказание для преступника назначает суд. И только суд».

Светское и консервативное правосудие

Оригинальную точку зрения на ситуацию предложил блогер, обозреватель Максим Шевченко. Он назвал скандал вокруг видео «консервативной революцией, гуманной по меркам исламских норм». По этим нормам, в некоторых странах за богохульство и сожжение Корана могли бы рекомендовать казнь.

Шевченко усмотрел долю лицемерия в возмущениях тем, как задержанному «всего-навсего (дали) несколько оплеух за осквернение святыни». Он пояснил, что светское правосудие порой дает огромные сроки непонятно за что, в том числе мусульманам. Однако далеко не все такие случаи вызывают резонанс в обществе.

«Варвары и людоеды это вы, никак не реагирующие на жуткие приговоры верующим по всей стране и поднимающие гвалт по поводу, который рядом с этими приговорами меньше песчинки», - обратился Шевченко к недовольным действиями Адама Кадырова.

С религиозной точки зрения

Журналист, востоковед Лана Бадван пишет, что избиение человека в СИЗО нельзя оправдать разговорами о высшей справедливости. «Святой Пророк Мухаммед в своей проповеди и в хадисе Шариф говорил: «Нельзя на зло отвечать злом». Ислам - это религия добра и красоты. Она запрещает причинять вред людям. Во времена пророка Мухаммада, чей день рождения завтра будет отмечать весь исламский мир, не было тюрем. Первую тюрьму построил Али ибн Аби Талиб, она была расположена в Куфе. В Исламе тогда существовали особые правила отношения к тем, кто оказался в заключении. Сидевших в тюрьмах нельзя было мучить или унижать, калечить или бить по лицу, пытать или подвергать телесным наказаниям. В Исламе строго запрещено посягать на честь и достоинство пленных и беззащитных», - написала в блоге Лана Бадван.

В заключение она привела еще один пример, как следовало бы поступать с заключенными. «Есть еще эпизод из жизни Пророка, когда к нему попал в плен знатный курайшит, жестоко преследовавший мусульман. И тем не менее, Пророк Мухаммад запретил применять к нему насилие сказав: «Я не надругаюсь над ним, чтобы Аллах не надругался надо мной, даже если я являюсь Пророком».

Полная версия