Визит Ким Чен Ына в Россию вызывал в повестку дня тему санкций, введенных против КНДР в 2016 году.
Санкции были введены в ответ на проведение Пхеньяном ракетно-ядерных испытаний. 30 ноября 2016 года Совбез ООН принял резолюцию, в которой предусмотрен ряд ограничений против КНДР.
Россия присоединилась к исполнению положений резолюции в октябре 2017 года. С тех пор запрещается приобретение у Пхеньяна меди, никеля, серебра и цинка. Приостановлено научно-техническое сотрудничество с участием лиц или групп, представляющих КНДР, за исключением обменов в области медицины.
13 сентября, в день переговоров Владимира Путина и Ким Чен Ына журналисты поинтересовались у пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, какое влияние упомянутые санкции окажут на дальнейшие взаимоотношения России и КНДР. Песков в ответ заявил, что Москва сохраняет свою позицию в ООН по вопросу санкций. Однако это не будет препятствием для развития отношений двух стран. «Но это не может, не должно и не будет препятствием для дальнейшего развития российско-северокорейских отношений», - сказал Песков в интервью телеканалу «Россия».
Россия больше не будет вводить санкции против КНДР
Министр иностранных дел Сергей Лавров тоже высказался по вопросу санкций в беседе с журналистом ВГТРК Павлом Зарубиным. Он заявил, что Россия и Китай больше не станут поддерживать намерения стран Запада вводить новые санкции против КНДР. Кроме того, принято решение не поддерживать предложения в СБ ООН продлить действующие ограничения.
Санкции против КНДР принимались «в совершенно другой политической обстановке». В Совбезе были серьезные дебаты по этой теме. «Но с момента принятия последней резолюции, это было несколько лет назад… Мы сказали, что больше санкций не будет против Северной Кореи», - сказал Лавров.
Реалии изменились
Журналист, обозреватель Максим Шевченко в комментарии о взаимоотношениях России и КНДР отметил, что в 2017 году у Москвы не было столь острого противостояния с «западным империализмом». Как теперь выясняется, были даже планы стать его неотъемлемой составляющей. После 2022 года на фоне противостояния с Западом представления о месте России в современном мире изменились.
Впрочем, как добавил Шевченко, из высказывания Дмитрия Пескова это не вполне очевидно. В частности, когда говорится о «неизменной позиции по санкциям ООН». «В 2023 году не изменила позицию, правда?», - задался вопросом Шевченко.
Политолог Андрей Малахов предложил другую трактовку заявления Пескова. Он констатировал, что Россия не может в одиночку выйти из режима санкций ООН в отношении КНДР. «Это обрушивает всю нашу линию про недопустимость санкций вне юридикции ООН. И ничего не дает, кроме пиара. Прямо сказано, что отношения России и КНДР будут развиваться так, что санкции формально есть, но сущностно их нет», - заключил Малахов.