Человек стал главным «ресурсом»: Решетников объяснил аномальную безработицу в России
Рекордно низкая безработица в России перестает быть предметом гордости, на который еще недавно можно было сослаться как на признак экономических успехов.
Уровень безработицы в 3% - это аномалия, являющаяся тормозом роста экономики, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Он подчеркнул, что теперь очевидно – человеческий капитал «стал самым дефицитным ресурсом в экономике». «Не инвестиции, не финансы и даже не технологии, с которыми сложно. Основная проблема - это человеческий ресурс», - цитирует министра Интерфакс.
Дефицит человеческого капитала выражается в крайне низком уровне безработицы, и это «не какой-то плюс», посетовал Решетников. «Это отражается в опережающем росте заработных плат - это в целом неплохо, если бы не такой дефицит кадров, дефицит специалистов», - добавил чиновник, назвав происходящее системным вызовом.
В числе возможных мер закрыть дефицит кадров Решетников указал на идеи более активно привлекать мигрантов, повышать производительность труда, внедряя новые технологии, в том числе искусственный интеллект.
Что скрыто за статистикой Росстата
Профессор Финансового университета Александр Сафонов в беседе с «Ведомостями» отметил, что низкий уровень безработицы объясняется общей демографической ситуаций. Идет отток людей с рынка труда. Причем здесь важно заметить, что численность безработных снижается с 2017 года. Тогда в трудовую жизнь стали входить представители поколения с низкой рождаемостью.
В настоящее время снижается общая численность рабочей силы, люди старших возрастов уходят на пенсию, снизилось число мигрантов. Также негативное влияние на состояние рынка труда оказали смертность в период пандемии и СВО, заключил эксперт.
Экономист Никита Кричевский ранее в своем Telegram напомнил, что нормальным уровнем безработицы считается 4%. Сейчас львиную долю безработных составляют те, кто ушел с прежней работы, но пока не нашел другую, либо готовится приступить к новым обязанностям.
Между тем, люди стараются держаться за рабочие места, что демотивирует работодателей повышать зарплаты. Растет альтернативная занятость: серый сектор, ИП, самозанятые, договоры ГПХ.
«Не уверен, что властям стоит сильно радоваться новому историческому минимуму, хотя успех налицо», - резюмировал Кричевский.