Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Московское притяжение: молодежь по-прежнему массово сбегает из регионов в столицу

Москва и Санкт-Петербург названы лучшими городами для карьерного роста.

70% москвичей и 58% петербуржцев не планируют менять место жительства ради работы и считают, что «дома лучше». Данные приводит портал SuperJob. Интересно, что в Нижнем Новгороде, который занял пятую строчку этого рейтинга, такого мнения придерживаются лишь 38%. В Тюмени и Новосибирске – трое из десяти. Что уж говорить про города, которые гораздо меньше и беднее…

Крупные города – особенно две столицы – продолжают оставаться своеобразным магнитом, который притягивает трудовые и интеллектуальные ресурсы со всей страны. Это приводит к обеднению во всех смыслах периферии – люди уезжают, их потребление перетекает в другие города, налоги платятся в столице, инфраструктура не развивается…

Кадровый голод больше всего бьет по городам с населением до полумиллиона человек. Молодежи на провинциальном рынке труда, по самым скромным оценкам экспертов, сейчас в два раза меньше, чем необходимо. Например, Пензенскую область только в 2020 году покинули более 10 тысяч жителей в возрасте от 18 до 29 лет. Это в 3 раза больше, чем было в 2017. В 2022 году этот регион покинули 26% выпускников местных вузов.

Массовая утечка

Отвечая на вопросы социологов о причине отъезда из родных мест в большие города, молодые люди чаще всего называют отсутствие «поля интересов». Многие сферы в науке, культуре, бизнесе, спорте либо находятся в совершенно несравнимом со столицами состоянии, либо не развиваются вовсе. Другими словами, молодые люди уезжают туда, где более развита инфраструктура.

В Костромской области, по словам начальника управления внутренней политики Ильи Морозова, основные причины отъезда молодежи – низкое качество медицины, неразвитый транспорт и сложности с образованием. Это если не учитывать главную проблему – уровень зарплат в регионе ниже, чем даже, например, в соседней Ярославской области. Костромские власти единоразово выплачивают 100 тысяч рублей специалистам, которые устроились на работу в учреждения социальной сферы в сельской местности, а специалистам в сфере образования компенсируют 100% оплаты жилья и коммунальных услуг. Судя по существующей динамике, эти меры не впечатляют молодых профессионалов.

В Югре, по словам депутата Госдумы от региона Павла Завального, наблюдается острая нехватка инженеров, учителей и врачей. Также сложно найти высококвалифицированных сварщиков, электриков, операторов сложной техники. Местные власти видят выход в увеличении «северных» надбавок и пенсий, этот вопрос решается, в том числе и на федеральном уровне, уже достаточно долгое время, но безрезультатно. Второй путь – совершенствование вахтового метода работы, т.е. «утоление» кадрового голода за счет привлечения внешней рабочей силы.

Перенести столицу

Политконсультант Александр Семенов в комментарии для INFOX отметил, что межрегиональное неравенство в России имеет долгую историю. Мегаполисы всегда были центром притяжения из-за концентрации финансов, более широких карьерных возможностей, более высокого качества жизни. Решение проблемы опустения провинциальных территорий он видит в реализации комплексного подхода, когда качество жизни выравнивается за счет развития различных сфер жизни: начиная от изменения принципов бюджетной и налоговой политики, заканчивая системным развитием.

«Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что российская экономика очень зависима от крупного бизнеса, а подавляющее большинство крупных компаний сосредоточено в мегаполисах. Бизнес там, где больше клиентов, покупателей товаров и потребителей услуг. Тут все логично, это закон рынка», - рассказал INFOX руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграм-канала «Мир как конфликт» Олег Иванов.

Решение проблемы он видит в административных действиях власти. Один из вариантов – заставить крупный бизнес «зайти» в регионы, открыть там свои филиалы, создать рабочие места. Однако эти меры повлекут для компаний значительные убытки, которые госбюджет будет вынужден им компенсировать. Другой вариант – перенос столицы ближе к географическому центру (Новосибирск, Красноярск). В случае переноса столицы туда же, вероятно, уйдут многие крупные компании, что в значительной степени повлияет на устоявшееся распределение финансовых потоков.

Только деньги?

Политолог Алина Жестовская поделилась с INFOX своим видением ситуации: «Регионам, которые действительно хотят куда-то развиваться, нужно не клеймить Москву, а брать с неё пример. Добавлю ещё, что в субъектах до сих пор местные чиновники практикуют разделение инвесторов на своих и чужих, чужим работать не дают. В социалке, в муниципальных контрактах та же коррупция. И как бы банально это ни звучало, именно кошмарная региональная коррупция - истинная причина неравномерного развития городов».

Также она добавила, что считает ошибочным мнение, что люди едут именно в крупные города. Значение имеют только экономическая и социальная сферы, которые целиком находятся в компетенции местных властей.

«Вопрос не только в наличии образовательной и досуговой базы, но и немаловажно ощущение, которое можно уложить в термин «гордость за идентичность». Как только уральская/поволжская/сибирская идентичность обретает не только слова и чиновничью браваду, но и материальное воплощение в предметах гордости и желания быть причастным, так сразу регион начинает аккумулировать таланты, настроенные в региональном патриотизме. А гордость за эту самую идентичность - это в первую очередь неоторванность от жизни, равномерное распределение возможности доходов и потребления», - комментирует член Российской ассоциации политических консультантов Александр Назаров.

Власти и на федеральном, и региональном уровнях понимают, что ассиметричное развитие страны с усилением роли мегаполисов приводит к обнищанию провинции. Внимание губернаторов к проблеме свидетельствует о том, что она является одной из наиболее актуальных. Предлагаемые решения зачастую лежат в материальной плоскости – молодежи предлагаются некие разовые выплаты или компенсация расходов на ЖКХ, но, как видно из статистики, влияния эти меры оказывают мало. Примеров же комплексного подхода к развитию инфраструктуры в регионах мы не видим.

Полная версия