Образование развернули на построение новой социальности: как будет меняться школа в России
Система образования в России вступает в стадию отказа от парадигмы подготовки «квалифицированных потребителей» и перехода к воспитанию нового типа человека.
В школу возвращается воспитательная функция после долгих лет, когда говорилось, что такого явления в образовательных учреждениях быть не должно. Воспитательный элемент и элемент политпросвета ярко проявился в «разговорах о важном» и в новом, едином учебнике истории.
«Школы в новой реальности постепенно становятся институтом воспитания не только детей, но и их родителей. Для пенсионеров есть телевизор и пропаганда, а для молодых россиян с детьми в мегаполисах предусмотрен мягкий, но постоянно действующий инструмент воздействия на них через образовательный процесс в школе», - написал в ТГ-канале доктор философских наук Дмитрий Михайличенко.
Поколения, выросшие в постсоветское время воспитаны для существования в рыночной экономике с ориентацией на личный успех. В настоящее время российское общество остается рыночным, что не вполне адекватно складывающимся геополитическим и внутриполитическим реалиям.
«Советские люди не особо переживали по поводу невозможности найти работу: то было общество обязательного труда, в котором каждый должен был трудиться, часто с невысокой производительностью и зарплатой. Нынешняя ситуация в российской экономике далека от этих реалий, а это значит, что запрос в образовательном процессе идет на компетенции и знания», - продолжил Михайличенко.
Еще одна отличительная особенность современного социума – сильная атомизация. В обществе каждый за себя, и общего дела практически нет. Это качество общество является сдерживающим фактором идеологизации образования.
Идеологизация в кризисное время нужна, чтобы обеспечить долгосрочную лояльность населения к руководству. В непростых условиях она становится важным фактором стабильности, хотя сама по себе не дает подрастающим поколениям понимания, как жить и выживать в суровой реальности на уровне индивида.
Становление постиндустриального и высокодифференцированного социума в России прекратится. Следует ожидать дальнейшей унификации образования и других институтов в логике индустриальной, а не постиндустриальной социальности.
Школьное образование продолжит меняться под новые нужды. Это будет масштабный и довольно длительный процесс, который «приведет и к смене моделей управления образовательной сферой», заключил философ.