К саммиту стран БРИКС в этот раз приковано особое внимание всего мира.
Многие эксперты склонны трактовать этот формат как качественную альтернативу коалиции западных стран. Заранее анонсировались разработка и принятие целого ряда решений. На саммите, пусть и в дистанционном формате, уже выступил российский лидер Владимир Путин. О перспективах БРИКС в новой социально-экономической и политической реальности – в материале INFOX.
Цели и задачи
Саммит стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) стартовал накануне в Йоханнесбурге. В первый день состоялся Деловой форум, к участникам которого обратились лидеры всех пяти государств. В частности, в своем выступлении по видеосвязи российский президент Владимир Путин говорил о готовности России вернуться к прекращенной ранее зерновой сделке, если будут выполняться обязательства, которые давались Москве при ее заключении. Сегодня, по словам Путина, России намеренно чинят препятствия в поставках зерна и удобрений, «лицемерно обвиняя в сложностях на мировых рынках».
Говоря о возможности сотрудничестве внутри БРИКС, российский лидер указал, что торговый оборот РФ с партнерами по данному объединению превышает 230 млрд долларов. При этом в сложившихся условиях Москва намерена переориентировать транспортно-логистические потоки на надежных партнеров, к которым президент отнес все четыре страны блока. Путин также признал, что процесс дедолларизации в расчетах между странами БРИКС фактически является неизбежным.
Как ожидалось, ключевой темой саммита должно было стать возможное расширение организации. В прессе неоднократно отмечалось, что на официальном уровне все страны «пятерки» высказываются позитивно относительно включения новых членов в блок.
Так, лишь за один год список государств, желающих вступить в БРИКС, вырос в кратном размере. Например, если в прошлом году официальных заявок было всего три — Аргентина, Иран, Алжир, — то к саммиту их подали более 20 государств. Это, в частности, Белоруссия, Венесуэла, Египет, Казахстан, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ и Эфиопия.
Другим вторым важным аспектом саммита должно было стать обсуждение возможного перехода к единой валюте в рамках дедолларизации. Так, уход от доллара в первую очередь поддерживают Бразилия и Россия, последняя столкнулась с беспрецедентными санкциями США и их союзников с началом специальной военной операции на Украине в конце февраля 2022 года. Как ожидается, на нынешнем форуме будет детально обсуждаться переход к расчетам в национальных валютах и создание собственной платежной системы.
Между тем, за 17 лет своего существования организация не раз подвергалась резкой критике. «Трудно найти конкретные достижения БРИКС. Много разговоров. Гораздо меньше действий», — заявил ранее в интервью Reuters аналитик Стивен Грузд из Южноафриканского института международных отношений.
Не обострять, а сглаживать
Можно с определенной долей уверенности утверждать, что основной целью БРИКС станет отказ участников группы от доллара, подтверждает в разговоре с INFOX политолог Алина Жестовская. Таким образом, говорит она, странам партнерства, составляющим, к слову, четверть всей поверхности Земли и 40% мирового населения, удастся действительно нарушить гегемонию Запада - нанести недружественным государствам даже больший ущерб, чем это было бы возможно с применением оружия.
«Тем более, что влияние организации усиливается, кандидатами в члены союза стали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция и другие - всего около 30 государств. На мой взгляд, очевидна начавшаяся эволюция БРИКС от экономической организации к мировой политической силе», - считает Жестовская.
Руководитель агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин указал на то, что, как оказалось, союз вне США и Европы, стал интересен многим странам, с учетом прихода левых президентов в странах Латинской Америки.
«БРИКС сейчас на пороге фактически создания из нее новой структуры. Не зря президент Китая Си Цзиньпин не выступил на заседании. Наверняка он находится в переговорах. По результатам этой встречи я ожидаю формирования контуров фактически новой структуры, и это самое главное», - пояснил INFOX Паймушкин.
Директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов в беседе с телеграм-каналом «Незыгарь» отметил, что главная задача страна, входящих в БРИКС – создать альтернативную экономическую платформу, рынок для государств, которые не хотели бы полностью зависеть от англосаксонского мира. По его оценкам, Китай, Россия и Индий создают такой рынок, при этом всячески подчеркивая, что БРИКС не является военно-политическим блоком.
«БРИКС – это в первую очередь про экономику. Все решения саммита будут направлены на усиление экономического сотрудничества в промышленной, торговой, экологической сферах. Решения этого саммита, конечно, затронут вопросы усиления интеграции внутри самого блока. Главная задача – преодолеть санкции, которые мешают торговле внутри государств БРИКС. Все остальные решения будут только обрамлять, украшать и дополнять основное ядро», - указал Старовойтов.
Результаты саммита БРИКС отражают главный интерес участников — устойчивое развитие, пояснил в разговоре с INFOX руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв. Именно поэтому, считает эксперт, так много говорилось про фундаментальное реформирование глобальных финансовых институтов — для этого странами БРИКС создан Банк развития, для этого речь идет о расчетах в национальных валютах, об углублении деловых связей, об инвестициях.
«Поговорили об антиколониализме, обсудили глобальную безопасность. Если кто-то надеялся, что БРИКС противопоставит себя Западу, то вынужден их разочаровать. В силу своего экономического потенциала лидером БРИКС является Китай», - отметил Калачёв.
По его словам, в Пекине считают, что человечество находится в критической ситуации, поэтому вопрос стоит так: либо сотрудничество, либо противостояние. «Общее мнение участников — надо не обострять, а сглаживать», - резюмировал политолог.