Ослабление рубля до 100 за доллар и ниже может обернуться не только финансовыми негативными последствиями и высокой инфляцией.
В стране в последние месяцы наблюдается кадровый дефицит, который еще более усилится, если вследствие слабости национальной валюты трудовым мигрантам вдруг станет невыгодно работать в России и отправлять часть средств на родину.
Вакансии в России тем привлекательны для мигрантов, что пусть даже с небольшой зарплатой всегда есть возможность сыграть на разнице уровней жизни, и на заработанные по российским меркам небольшие деньги построить у себя коттедж в несколько этажей. Всё меняется, если соотношение рубля и валют стран ближнего зарубежья уравнивается.
Именно это сейчас и происходит, обращает внимание ТГ-канал «Spydell_finance». Киргизский сом сейчас вырос к рублю на 27% относительно среднего курса в 2021 году, узбекский сумм – на 20%, таджикский сомони – на 35%. Три страны в выборке обозначены неслучайно. Дело в том, что выходцы из этих стран занимают свыше 85% в численности трудовых мигрантов в России.
Общая ориентировочная численность мигрантов, занятых в строительстве, торговле, логистике, складской деятельности – условно около 3,5 млн человек. Реальное количество оценке не поддается.
Вероятно, единственный мотив для этих людей работать в России – наличие рабочих мест (если в стране происхождения устроиться совсем негде), и дифференциал оплаты труда. «Оценочный объем переводов из России (наличность плюс система денежных переводов) в Таджикистан и Киргизию составляет около $8 млрд в год», - отмечает «Spydell_finance».
В настоящее время средняя зарплата в России примерно $700 при курсе 100 рублей за доллар. В Казахстане - $750-780, в Белоруссии - $660-700, в Азербайджане – $530-550, а Узбекистане – $340-360, в Таджикистане – $180-220, в Киргизии – $340-370. Цифры приблизительные, равно как и приблизительна средняя сумма, которую в месяц в России получают трудовые мигранты. Это $250-450. При нынешнем курсе рубля такой показатель уже «отсекает значительный миграционный потенциал».
Чтобы не лишиться трудовых мигрантов, есть вариант поднимать им зарплаты, доводя до уровня коренных жителей (хотя это и сейчас почти так). Но данный сценарий все же грозит усилением инфляционного давления. Другой вариант – девальвация национальных валют стран СНГ. Проблема в том, что соответствующие валюты стоят на месте, тогда как один рубль регулярно падает. Единственный шанс на то, что соседние страны сами начнут ронять собственные валюты, чтобы сохранить прежние балансы.
При существующем положении курс 100 рублей за доллар вынудит часть мигрантов уехать и не привлечет новых, что обострит кадровый голод в России.