Справка по «политинформаций»: специалисты нашли недостаток в новом учебнике истории
Помощник президента Владимир Мединский представил 7 августа новый школьный учебник истории, правда, в строго научном смысле – не вполне истории.
Дело в том, что история изучает завершенные процессы, которые закончились не вчера, а «отлежались» некоторое время, чтобы их можно было всесторонне изучать, не вступив в конфликт на почве интерпретаций с участниками. Кроме того, историческая оценка событий возможна только по их завершении, когда есть фактические итоги и последствия.
В новом учебнике переписан раздел, посвящённый периоду с 1970 по 2000 год», и добавлена глава про спецоперацию на Украине. «Та информация, которая добавлена, касается процесса, который ещё не завершён, поэтому об изучении историческом этого говорить достаточно сложно. В советские времена был такой хороший жанр — «политинформация», вот в данном случае мы имеем дело именно с этим жанром», - заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва» преподаватель истории лицея Национального исследовательского университета ВШЭ Энвер Абдуллаев.
Глава про СВО – это про текущие события, то что происходит на глазах очевидцев. Историческую науку сюда внедрить сложно. По крайней мере на уровне написания монографий или учебника.
Строго говоря, нового единого учебника хватит ровно настолько, сколько длится СВО. Потом его придется переписывать, сказал Абдуллаев.
Похожей точки зрения за учебник придерживается депутат Госдумы Михаил Матвеев. В своем блоге в Telegram он поделился, как в 2007 году готовил докторскую диссертацию, и при выборе темы научный руководитель категорически не советовал брать современность и XXI век. Причиной является тот факт, что углублением в современные процессы историк тут же превращается в политолога. А это уже совсем другая наука.
«Диссертацию я защитил в 2007, а период, который взял, был 1977-2003, сумев с трудом обосновать его конец реформой местного самоуправления, о котором писал. По факту диссертация оказалась первой исторической по столь современному периоду, потому что так, конечно, не делают», - рассказал Матвеев.
Рассуждая о том, как сохранить в исторических изысканиях и тем более написании учебника научную объективность, депутат усомнился, что достаточно всего лишь строго придерживаться фактов и их перечисления.
«Это невозможно: жить в обществе и быть свободным от общества. Факты бывают разные, и даже подбор их является интерпретацией», - заметил Матвеев, для примера указав на события 23-24 июня, описание которых одновременно подпадает под законы о дискредитации вооруженных сил и добровольческих формирований. Статьи есть на оба случая. И как в таких условиях работать профессиональным историкам, решительно непонятно.