Эрдоган поставил не на тех: Россия и Иран построят газовый хаб в обход Турции
Президент Турции Тайип Эрдоган проявил слабость как партнер России в зерновой сделке, тем самым оставив свою страну вне перспективных проектов, которые определят будущее экономики Ближнего Востока.
Вероятно, максимально аккуратная реакция Москвы на конференцию в Джидде объясняется тем, что что Саудовская Аравия рассматривается как новый перспективный партнер по продвижению российского продовольствия на рынки стран Глобального Юга. Если мотивация Эрдогана в зерновой сделке была сугубо экономической, то для саудитов сотрудничество с Россией имеет другую природу.
«Саудовская Аравия хочет большего политического веса в мире. Отсюда и мирная конференция, и закулисные переговоры с Москвой по нефти, а теперь и по зерну», - написал в блоге журналист, радиоведущий Сергей Мардан, комментируя известия о нарастающей экономической активности России на Ближнем Востоке.
В пример активности он привел договоренности России и Ирана по созданию энергетического (газового) хаба. О достижении первых соглашений 8 августа рассказал генеральный директор National Iranian Gas Company Маджид Чегани. «Российское предложение заключается в том, чтобы создать энергетический хаб между Ираном и Россией, в этом отношении были достигнуты договоренности, экспертные оценки и переговоры продолжаются», - сказал он (цитата по Tasnim).
В Турции тоже планируется газовый хаб, но с его будущим теперь не все однозначно. Его мощность составит всего около 31 млрд кубометров в год. Но это только на словах. «А вот вместе с Ираном и его запасами можно соорудить и хаб, и газовый картель в перспективе с прямым доступом на растущие и энергодефицитные рынки Азии и Африки», - отметил Мардан.
Зерновая сделка между тем закрыта. Она себя изжила, а Турция фактически пообещала больше, чем могла сделать, и в Москве на этот счет наверняка сделали выводы.