Банк России сообщил о распространении в стране финансовых пирамид, маскирующихся под экономические онлайн-игры.
Нелегальные проекты завлекают аудиторию обещаниями заработка. Однако пользователям для начала нужно заплатить самим, чтобы открыть дополнительные опции в играх, строящихся по принципу «Pay to win» (плати, чтобы выиграть).
Директор по расследованиям сервиса безопасности криптовалютных активов ШАРД Григорий Осипов в беседе с "Известиями" заявил, что в настоящее время насчитывается около 100 разновидностей таких игр. В одних пользователям обещают выигрыши в рамках игрового процесса, в других идет классическое построение пирамиды, когда для заработка нужно пригласить в игру друзей и знакомых, которые точно так же заплатят в надежде на легкий заработок.
Популярность экономических игр вроде Golden Mines, Rich Birds, Plants vs Zombies обусловлена тем, что многие граждане сейчас ищут для себя возможности для дополнительного заработка. Соответственно, их привлекают заверения, будто вложив 2-5 тысяч рублей в игру и уделив ей некоторое время, можно получать пассивный доход.
Однако в реальности никто за игру не заплатит, а все вложенные деньги однажды пропадут без шансов их вернуть. В лучшем случае, на некоторый заработок можно рассчитывать, если в играх работает принцип реферальной программы, когда в проект нужно приводить новых участников.
«В таких играх используется как игровая валюта, так и распространенная криптовалюта. Проекты на своих сайтах рекламируют деятельность, показывая крупные суммы выплат участникам», — рассказал Григорий Осипов.
Таким образом, мошенники для лучшей убедительности платят игрокам внутриигровую валюту, уверяя, что однажды ее можно будет конвертировать в фиатные деньги или положить на счет в банке.
Общая черта всех таких игр – они «долго не живут». Собрав достаточное количество денег, злоумышленники сворачивают проект и с вложенными в него деньгами игроков, исчезают.
Основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский говорит, что каждый год россияне теряют около 100 млрд рублей, а партнер юридической компании Milton Legal Сергей Шакиров и вовсе считает, что ущерб может достигать $6 млн.
ЦБ отмечает рост числа игровых мошенников в первом полугодии 2023 года. В этот период регулятор выявил 2449 субъектов с признаками нелегальной деятельности. К аналогичному периоду прошлого года это на 7% больше.
Адвокат Лала Саркисян говорит, что для борьбы с игровыми пирамидами нужно создавать спецкомиссии или организации, которые будут контролировать и регулировать финансовые операций с возможностью проведения расследований и предотвращения деятельности финпирамид. «Не менее эффективным может быть и ужесточение требований к рекламе и информированию о финансовых инструментах, в том числе обязательное предоставление четкой и полной информации о рисках и возможных последствиях для инвесторов», — резюмировала Лала Саркисян.