«Осень будет тяжелой»: Россия на пороге инфляционного шторма
Банку России 21 июля предстоит принять непростое решение по ключевой ставке. Страна стоит на пороге инфляционного шока, но не факт, что у регулятора есть хоть какие-то возможности его предотвратить.
Автор ТГ-канала MMI Евгений Суворов пишет, что статистика Росстата за последние недели выглядит откровенно пугающе. С 11 по 17 июля индекс потребительских цен вырос на 0,18% против 0,14% и 0,13% в предыдущие две недели. С начала июля рост цен составил 0,38%. С начала года – 3,15%.
Согласно прогнозу MMI на июль, рост инфляции должен был составить 0,38% и 4,04% в годовом выражении. Однако в свете актуальной статистики этот прогноз уже выглядит слишком оптимистичным.
Обновленный прогноз с поправкой на реалии – это 0,55% мм и 4,22% год к году. С сезонной корректировкой месячная инфляция может достигнуть 7,2%, а по методологии расчета ЦБ – все 9%.
Эти цифры говорят о том, что Россия находится «на пороге большой инфляционной катастрофы». Впрочем, еще можно предотвратить. Видимо, ЦБ нужно повышать ключевую ставку не на дежурные 50 бп, а на все 100 или 150, резюмировал Суворов.
Повышение ставки не поможет рублю
Экономист Никита Кричевский в оценке ситуации накануне заседания Совета директоров ЦБ напомнил, как раньше прогнозировал, что июньская девальвация завершилась, а ее главной причиной стал вывод капитала иностранными компаниями, уходящими с российского рынка.
Экспорт сейчас соответствует уровням 2017, 2019 и 2021 годов при сравнительно одинаковых ценах на Urals. С сентября 2022 года импорт стабилизировался, а ослабление рубля с 60 до 80-90 за доллар ни сказывается на реальном импорте.
То есть, дело действительно в выводе капитала, тогда как попытки объяснения девальвации ухудшением торгового баланса не выдерживают никакой критики.
В июне торговый баланс по товарам и услугам сжался до $3 млрд. Но нечто подобное происходило в 2017 и 2020 годах, и тогда серьезных скачков курса не было. «Возможно, потому что ЦБ в 2020 году продавал гораздо больше валюты, а в 2017-м был приток нерезидентов в ОФЗ. В этот раз ЦБ также мог бы выйти на рынок с интервенциями, но не сделал этого», - предположил Кричевский.
Похожее ослабление рубля, как сейчас, было в 2015 году. В конце 2014 года ЦБ поднял ставку сразу до 17%, но курсу это почти не помогло. Отсюда можно сделать вывод, что повышение ключевой ставки 21 июля не повлияет на дальнейшее ослабление рубля.
В настоящий момент эксперты рассуждают, будет ли доллар по 100 рублей к концу года. «Думаю, будет. Но посмотрим», - поделился Кричевский.
«Инфляция подскочит гарантированно. Кредит вновь подорожает, оплачивать рост его стоимости предстоит нам, потребителям. <…> Осень будет тяжелой, а уж зима…», - заключил эксперт.