Водителей нет, тягачи постарели: грузоперевозки в России стали элитной услугой
В России вырос спрос на автомобильные грузоперевозки, тогда как возить грузы становится не на чем, да и особо некому.
Рост спроса на 61% в основном обеспечили заявки на доставку грузов в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. В то же время, стоимость перевозок выросла на 38%. Об этом сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на расчеты биржи ATI.SU.
Причиной подорожания стало увеличение стоимости импортных магистральных тягачей на 55% к осени 2022 года. Обслуживание ремонт тягачей также растет в цене на фоне западных санкций.
Число заявок на перевозки в европейские страны сократилось на 60–80%. На белорусском направлении – увеличилось на 106%, в Монголию – на 139%, в Китай – на 85%.
На международных направлениях стоимость автоперевозок сокращается, рассказал руководитель направления в Noytech Supply Chain Solutions Иван Головко. В Турцию доставка подешевела на 15–20%, в Китай – на 30-40%. На европейском направлении цены стабильны, а внутри России они стремительно идут вверх.
Директор SOTA Logistic Кирилл Латинский оценил подорожание внутренних перевозок в 15–20%. Он посетовал, что помимо прочих проблем в России возник дефицит водителей категории Е. Также не хватает четырехосных контейнерных площадок и тентованных полуприцепов. Нехватка кадров провоцирует рост зарплат, хотя сейчас непросто найти водителей-дальнобойщиков даже с зарплатой 190–200 тысяч рублей. Соответственно, растут издержки транспортных компаний. Сейчас доля затрат на персонал достигает 25–30%.
По мнению директора транспортной компании Delko Санджара Ашуралиева, логистические услуги подорожали на 10-30% в зависимости от направления. Ашуралиев назвал главной проблемой – подорожание автотехники и запчастей. Проблема носит настолько острый характер, что в III квартале 2023 года она добавит к стоимости перевозок еще 15-20%.
Еще один фактор – увеличение утилизационного сбора с 1 августа. Грузовые атвомобили в итоге подорожают в среднем на 600 тысяч. Учитывая продолжающееся старение автопарка, эта надбавка дорого обойдется транспортным компаниям, вынужденным обновлять парк тягачей.
По России каждый год требуется замена около 20-25 тысяч автомобилей, уточнил директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Эксперт отметил, что во втором полугодии стоимость перевозок неизбежно вырастет еще на 30%.