Москва
27 декабря ‘24
Пятница

Что не так с аргументами ЦБ в пользу повышения ключевой ставки летом

Банк России допускает повышение ключевой ставки на ближайшем заседании совета директоров 21 июля. Но для штатной ситуации летом подобные меры нехарактерны, если ориентироваться на инфляцию.

О вероятности подобного решения 28 июня заявил зампред регулятора Алексей Заботкин. По его словам, баланс рисков сейчас постепенно смещается в проинфляционную сторону. Ставка 7,5% многие месяцы держится неизменной, и это соответствовало общей конъюнктуре, а также прогнозам ЦБ, согласно которым инфляция скоро будет стабилизирована вблизи отметки 4%.

До сих пор динамика показателей свидетельствовала о том, что все идет к плановым показателям. Но теперь проинфляционные риски вдруг стали расти.

Экономист Никита Кричевский счел сигнал от ЦБ любопытным в части явных намерений поднять ставку именно летом, когда сезон отпусков и нового урожая. В это время цены обычно падают, а инфляция часто переходит в дефляцию. Так было летом 2022 года, когда по несколько недель к ряду наблюдалась дефляция. Теперь экономика выходит на рельсы роста, постепенно преодолевая кризис, а ЦБ внезапно сообщает о готовности к, по всей видимости, антипозиционному решению.

Экономический обозреватель Константин Двинский также усомнился в аргументации ЦБ. В первую очередь он с недоумением воспринял приоритет во что бы то ни стало добиться показателя инфляции 4%. «Никто за эти годы так и не объяснил, почему кровь из носу необходимо именно 4% и как это будет влиять на остальные макроэкономические показатели и доходы населения», - написал Двинский в Telegram.

Эксперт заключил, что повышением ключевой ставки в условиях дефицита бюджета ЦБ лишит казну «ещё больших ресурсов для поддержки экономики».

Полная версия