В Госдуме приготовили план повышения престижа работы учителем
Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила разработать федеральную стратегию «Профессия — просвещать» с целью повысить престижность педагогического труда.
О своей инициативе депутат написала в письме министру просвещения Сергею Кравцову, сообщает «Парламентская газета». В нем говорится о данных Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте, согласно которым в 2021 году дефицит педагогов по стране составил 250 тысяч человек. По информации кабмина, в начале 2022/23 учебного года в России числилось 2,5 млн педагогов. Из них 1,3 млн – школьные учителя, 666 тысяч – работники детских садов, 200 и 215 тысяч – преподаватели в колледжах и вузах.
Положительная динамика прироста числа педагогов наблюдается только в сфере среднего профессионального образования (+2,3 тысячи работников). Школьных учителей стало на 15,6 тысячи меньше.
По словам Лантратовой, нехватка учителей привела к чрезмерному разрастанию численности учеников в классах. Также растет нагрузка на учителей. В 2022 году 22% учителей вели по 24—29 уроков в неделю при норме 18 часов. 26% преподавателей давали по 30 уроков. Такие перегрузки негативно сказываются на качестве образования.
Количество молодых учителей сокращается. Это говорит о том, что в молодежь невысоко оценивает условия труда и заработки в образовательных учреждениях.
Ян Лантратова считает, что изменить ситуацию поможет формирование «позитивного образа учителя». Сделать это можно путем комплекса мер. В массовой культуре нужно популяризировать труд учителя. Для начала можно выделить грант на съемки кино на заданную тематику. Можно снять серию документальных фильмов о работе учителей на Крайнем Севере, в регионах, где проводится СВО.
Кроме того, предлагается организовать всероссийскую акцию #мой учитель, в рамках которой граждане смогут рассказать о своих любимых учителях. К акции желательно привлечь политических лидеров и героев спецоперации.
Молодые люди, которые с ранних лет решили связать свою будущую жизнь со школой, должны иметь возможность еще в старших классах ознакомиться с профессией. Например, им можно разрешить быть вожатыми в детских лагерях. «Это особенно важно, поскольку таким образом учащиеся школ сами окажутся на месте своих педагогов, поймут, как тяжело учить, воспитывать и заботиться о безопасности детей», - пояснила Лантратова.
Отдельное внимание следует уделить Дню учителя. Это профессиональный праздник, который не может быть объявлен нерабочим днем. Но все же было бы правильно дать педагогам в счет Дня учителя один дополнительный выходной к оплачиваемому отпуску, уверена Лантратова.