Военно-морские силы США знали о весьма вероятной гибели батискафа «Титан» в первые же часы после его пропажи с радаров.
Звук разрушения корпуса зафиксировали с помощью секретной гидроакустической системы, предназначенной для обнаружения подводных лодок. «ВМС США проанализировали акустические данные и выявили аномалию, схожую с имплозией или взрывом, в непосредственной близости от места, где находился "Титан" в момент потери связи», - рассказал неназванный источник газеты The Wall Street Journal в ВМС США.
Военные решили сразу не давать в СМИ полученную информацию поскольку уверенности в том, что это был «Титан», не было. Она появилась в четверг, когда примерно в 487 метрах от места крушения «Титаника» обнаружили обломки батискафа.
Высказывание источника WSJ об имплозии (направленном внутрь взрыве) не обязательно свидетельствует об умышленном уничтожении судна. На этот счет дал пояснения представитель Береговой охраны США, контр-адмирал Джо Могер. В эфире Sky News он заявил, что корпус аппарата попросту не выдержал давления. Его «сжало толщей воды на большой глубине, как банку», сказал Могер.
Давление на глубине почти 4 километров достигает примерно 400 атмосфер. При малейшей деформации корпуса, разгерметизации, объект с воздухом внутри из-за колоссальной разницы давлений моментально разрывается, что звучало как взрыв/хлопок.
Преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Мухаметов в интервью РИА Новости подтвердил, что, судя по найденным обломкам, аппарат «схлопнулся», а экипаж мгновенно погиб без малейших шансов на спасение.
Усталость металла и ворох технических проблем
Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин в комментарии к случившейся трагедии обратил внимание на публикации западных СМИ о тяжелых условиях эксплуатации «Титана», который буквально «загоняли» с экскурсиями к «Титанику», при этом должным образом не обслуживали.
«Надо сказать, что неоднократно сообщалось в отчетах по батискафу о его различных технических проблемах, в том числе с целостностью корпуса», - сказал Шабалин в беседе с ТАСС. Он предположил, что «Титан» развалился под давлением вследствие «целого комплекса накопившихся у аппарата проблем, которые не были своевременно решены».
Известный режиссер Джеймс Кэмерон, снявший в свое время легендарный фильм «Титаник», интервью телекомпании ABC прямо указал на беспечность компании-владельца батискафа. По его словам, многие эксперты по глубоководным аппаратам писали в OceanGate Expeditions с напоминаниями, что батискаф требует как минимум сертификации, поскольку он «носит слишком экспериментальный характер», чтобы на нем регулярно отправлять людей в океанские глубины. Однако все предупреждения остались неучтенными. Этом смысле прослеживается некоторая схожесть с трагедией «Титаника», капитан также недооценил предупреждения о вероятности встретить айсберг.