Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:47
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Выручка – квадриллион, а бизнесу не легче: инфляция добавила нулей российской экономике

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Выучка российских компаний в 2022 году увеличилась вдвое по сравнению с 2021 годом, превысив квадриллион рублей.

По данным Федеральной налоговой службы, за прошлый год компании задекларировали выручку в 1268 трлн рублей (около 1,3 квадриллиона). Такой показатель российская экономика превысила впервые в истории, отмечает РБК.

Прибыль тем временем выросла незначительно, с 29,4 трлн в 2021 году до 31,1 трлн рублей (+5,9%). Средняя инфляция в 2022 году была 13,8%, поэтому в реальном выражении прибыли снизились.

В ФНС также сообщают, что объем налогооблагаемых доходов населения за прошлый год вырос на 19% (до 41,4 трлн рублей). В Службе отмечают, что такой результат получился вследствие роста заработных плат и восстановления деловой активности.

Откуда взялся взрывной рост выручки

Профессор кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Чепуренко предположил, что зафиксированный резкий рост прибыли случился из-за повышения издержек бизнеса. Когда вследствие санкций был ограничен импорт, произошел разрыв логистических цепочек, бизнесу пришлось выстраивать альтернативные каналы, менять поставщиков и контрагентов. Соответственно, выросли траты на логистику.

Экономист Антон Свириденко согласился с тезисом о росте издержек. Но объяснил явление высокой инфляцией. В зависимости от отрасли она колебалась в пределах 10–15%. Помимо инфляции формальный рост выручки обеспечило ускорение обращения денег. «Возможно, в прошлом году компании в два раза чаще совершали сделки, которые одновременно влияют и на выручку, и на издержки», — пояснил эксперт.

Есть еще один возможный фактор – рост внереализационных расходов (не связанных с производством и реализацией продукции) в прошлом году получился трехкратным (до 890 трлн рублей). К данной статье относится отрицательная курсовая разница, возникающая по валютным депозитам при укреплении рубля (по обязательствам – при ослаблении).

Партнер департамента налогов и права компании ДРТ (экс-Deloitte) Юлия Орлова в беседе с журналистами согласилась, что в структуре внереализационных доходов преобладают курсовые разницы.

На цифры лучше не смотреть

Обозреватель Анатолий Несмиян отметил, что впечатляющая сумма в «квадриллион» в реальности ничего не значит. Такими темпами можно было брать пример с Венесуэлы или Зимбабве, где вследствие инфляции числа в показателях экономики еще больше.

«Ларчик открывается, по всей видимости, достаточно просто - идет безудержное заливание экономики деньгами из ранее накопленных и еще оставшихся по заначкам резервов. Ни к какому подъему экономики это никакого отношения не имеет. Китай примерно так же рос на десятки процентов после 2008 года, столь же безостановочно вбрасывая в экономику сумасшедшие деньги», - пояснил Несмиян.

Различия с Китаем все же есть, поскольку китайские власти вкладывали деньги в производящую экономику, в реальный сектор. Российские резервы тратятся на текущее потребление, плюс в лучшем случае на работу ОПК. В результате Китай остался с «чудовищными долгами, но с мощной производящей экономикой», а России грозит остаться и без денег, и с пустырями, где по-хорошему должны стоять заводы.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама