Необходимо создать условия для внутреннего инвестирования, вернуть на родину то, что сейчас из нее убегает.
Об этом в беседе с INFOX заявил руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв. По его словам, в основе рыночных инвестиций лежит желание вернуть вложенные в проект средства с прибылью.
Ранее опрос ВШЭ показал, что в увеличении инвестиций на сегодняшний день нуждается почти половина российских промышленных предприятий, и лишь у 5% потребность в капиталовложениях снизилась. Выяснилось, что больше всего для предпринимателей актуальны инвестиции в покупку отечественных оборудования и машин, а также в модернизацию мощностей для выпуска продукции в рамках программы импортозамещения.
Однако наращиванию инвестиций мешают, по оценкам бизнеса, неопределенность геополитической обстановки и экономической конъюнктуры, а также прямые эффекты санкционного давления, нарушение деловых связей и заметные ограничения доступа к внешним рынкам.
«Гарантия, что вложения не пропадут, обещание профита, мотивируют на поиски ресурсов под проекты. Если такая гарантия присутствует, если оценки риска не отпугивают, появляется желание вкладываться в проекты развития. Чем больше гарантия, тем выше желание. Инвестиции создают новую стоимость, в этом их смысл. Но помимо хотя бы минимальной гарантии успеха проекта, нужны ресурсы. Источники очевидны — собственные средства, заемные средства, бюджет», - указал эксперт.
Он подчеркнул, что стабильность и предсказуемость, постоянность правил, позитивные прогнозы, привлекательный или хотя бы не пугающий образ будущего, господдержка, снижение административного и силового давления — все это звучит достаточно банально.
«Кто будет заниматься модернизацией, если завтра конец света? Вопрос риторический. Нынешний информационный фон инвестициям явно не благоприятствует. К санкциям можно привыкнуть. Трудно привыкнуть к мысли, что дна нет, что нормализация откладывается на неопределенное время, что эскалация будет продолжаться, что геополитика важнее экономики», - отметил Калачёв.
Эксперт также признал, что НЭП 2.0 так и не состоялся:
«Внешний контур к оптимизму не располагает. Но деловая активность и предприимчивость в любом случае ищут применения. И раз невозможно поменять условия внешние, надо менять условия внутренние. Расширять пространство экономической свободы, защищать интересы бизнеса. Как? Об этом пусть рассказывают предприниматели. Главное, чтобы государство в лице правящей группы товарищей их не только слушало, не только услышало, но и реально пошло навстречу их пожеланиям».
По словам Калачёва, можно тешить себя надеждами на приток денег из ОАЭ, Саудовской Аравии, Китая или других мест, но «для начала создать бы условия для внутреннего инвестирования, вернуть на родину то, что сейчас из нее убегает, утекает, улепетывает».
Политолог признал, что главный риск - недооценка роли частного бизнеса, а также надежда, что он как-то сам к любым условиям существования приспособится.