Минпромторг рассматривает варианты, как урегулировать работу маркетплейсов с помощью дополнительных мер контроля.
В ведомстве обозначили предварительные правила, которые готово обсудить с бизнесом, отмечая, что отрасль с оборотами в триллионы рублей не может остаться без регулирования в интересах потребителей.
В подкрепление этого тезиса министерство указывает на офлайн-магазины, по всей строгости закона «О защите прав потребителей»» отвечающие за продаваемые товары. Того же нельзя сказать об онлайн-магазинах. Кроме того, в последнее время явно растет напряженность между маркетплейсами и партнерами, добавили в Минпромторге (в пример приводится конфликт Wildberries с пунктами выдачи).
Как сообщают «Известия», ведомство предлагает для начала закрепить в законодательстве определение онлайн-ритейлу с дифференциацией подходов к регулированию работы офлайн-ритейла и агрегаторов.
Также рекомендуется запретить площадкам с оборотом более 200 млрд рублей продавать собственные товары. Дело в том, что если ту же продукцию продают партнеры маркетплейса, они вряд ли смогут конкурировать с самим агрегатором.
Еще одна мера – запрет площадкам менять правила торговли для партнеров чаще, чем один раз в полгода. В этом плане маркетплейсам придется ориентироваться на государство, которое не может позволить себе регулирование без обсуждения с участниками рынка. Торговые площадки со своей стороны часто не дают партнерам оценить нововведения, ставя их перед фактом изменившихся правил.
В Ozon к позиции Минпромторга отнеслись настороженно, предупредив, что ограничения негативно скажутся на всей отрасли. В оценке негатива следует принимать во внимание то обстоятельство, что рынок онлайн-торговли растет, приобретая социально-экономическую функцию: обеспечивая население широким ассортиментом товаров, стимулируя развитие малого и среднего бизнеса. Фактически, маркетплейсы обеспечивают работой сотни тысяч предпринимателей, которым проще реализовывать продукцию и услуги в Сети.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов добавил, что для регулирования работы агрегаторов уже есть достаточная нормативная база. Определение агрегаторов устоялось в судебной практике и тем самым закрепилось в законе о защите потребителей. Запрет продажи собственных товаров противоречит принципу свободы предпринимательства. Когда маркетплейсы выносят на площадку свои товары, они руководствуются желанием обеспечить клиентам выбор продукции, «не допустить товарных ям». «О том, что это проблема, мы не слышали», - сказал Артем Соколов.
Ограничение изменений договоров по срокам – тоже не рыночный метод. Оперативность – важный элемент гибкого реагирования на меняющиеся реалии. По действующим правилам маркетплейсы обязаны извещать продавцов об изменениях за две недели. Этого вполне достаточно.
С этим мнением не согласился управляющий партнер Novator Legal Group Вячеслав Косаков. Он посетовал, что маркетплейсы самостоятельно определяют порядок взаимодействия с партнерами, ориентируясь на тонкости структуры своего бизнеса. В некоторых случаях это ведет к ущемлению интересов партнеров и выливается в крупные конфликты. «Особенно остро в урегулировании нуждается возможность агрегаторов самостоятельно и произвольно изменять условия соглашений с партнерами», - заключил эксперт.