Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

ИТ-команды университетов обсудили трансформацию высшего образования на ИОТ-слёте в Москве

В Москве прошел Второй всероссийский ИОТ-слёт для ИТ-команд университетов и компаний-разработчиков.

134 делегата и спикера со всей страны представили 47 российских вузов и несколько компаний-разработчиков. На слёте обсудили отечественные цифровые решения для индивидуализации высшего образования и опыт их применения университетами.

Соорганизаторы слёта – ИОТ-университет и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». В мероприятии приняли участие представители МШУ «СКОЛКОВО», ФГАНУ «Социоцентр», ПАО «Промсвязьбанк», СUSTIS и «Яндекс.Облако».

По мнению научного руководителя программы «Приоритет-2030», профессора МШУ «СКОЛКОВО» Андрея Волкова, чтобы университету сегодня быть конкурентоспособным - ему придется заниматься индивидуализацией, иначе он уйдет с рынка.

За два дня эксперты и участники обсудили темы технологической поддержки гибридного обучения, практики внедрения ИОТ в университетах собственными силами и с использованием отечественной цифровой платформы Modeus, варианты развития ПИШ через сотрудничество с промышленностью (НИОКР) и создание совместных магистратур для подготовки инженеров нового поколения, вариант реализации ИОТ в модели перевернутого учебного плана, использование ИИ в платформах адаптивного обучения в медвузе и опыт организации университетами организацию проектного обучения.

Такая большая задача требует цифровой поддержки, и уже есть отечественные цифровые платформы для реализации ИОТ, они помогают проводить массовые выборные кампании, качественно организовывать гибкое расписание, поддерживать проектные активности и видеть траекторию студента «в моменте». В России 13 университетов объединились в ИОТ-консорциум на базе платформы Мodeus, чтобы совместно работать над темой цифровой трансформации высшего образования в стране и внедрять ИОТ в свои рабочие процессы. В университетах ИОТ-консорциума на сегодня – более 150000 студентов. Уже более 40000 студентов постоянно работают с платформой Modeus - цифровым продуктом, внесенным в реестр отечественного ПО и обеспечивающим переход на ИОТ с возможностью свободного выбора курсов и организации сетевого взаимодействия между университетами.

Мы писали ранее, что работодатели ждут от молодых специалистов самостоятельности и навыков работы в команде (ссылка) – передовые университеты уделяют большое внимание организации проектной деятельности, причем с приоритетом на решение реальных задач от индустриальных партнеров.

Участники ИОТ-слёта обсудили, каковы уроки проектного обучения. Как считает Алексей Егоров, директор студенческого офиса НИЯУ МИФИ, проектное обучение дает возможность перейти от просто технической подготовки кадров к образовательному процессу: «Появляется пространство для появления образованных людей в университете. Причем как из студентов, так и из преподавателей. Проектное обучение — оно проектное и для тех, кто учится, и для тех, кто учит. Проектное обучение дает возможность студентам взять ответственность за результат, за деятельность, за принятие решений и даже за отсутствие или наличие рефлексии».

Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ, рассказала об опыте университета: «В ТюмГУ эффекты от проектного обучения точно есть. У нас есть дисциплина «Проектно-исследовательская работа», и все через нее пройдут в первом семестре. Это гетерогенная и междисциплинарная история. А в третьем семестре пойдут на «Управление проектами» и посмотрят на то, что делали в первом семестре. Мы им говорим: „»Определитесь, что вокруг вас бесит, и поработайте с этим». И студенты каждый год на защите говорят, что бы они изменили вокруг, и треть из них — что бы они изменили в университете. Приложение к Modeus, лаунж-зоны, кофейни и прочее — плоды этой работы. Когда мы проектами нагружаем студентов, мы работаем с особенностью, которая возникает в ИОТ: у нас сложное расписание с неизбежно возникающими окнами, и потому у нас много коворкингов и зон для командной самостоятельной работы студентов».

Николай Хлебников, к. х. н., директор Института фундаментального образования УрФУ, считает, что проектная деятельность - это конкурентоспособность университета: «Это способ университета привлекать партнеров, развивая регион и компании, а также мотивация студентов к обучению. Те программы, в которых есть проектное обучение, более выигрышно смотрятся для студентов».

На ИОТ-слёте к ИОТ-консорциуму присоединился Череповецкий государственный университет, соглашение подписали председатель Совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко и проректор по цифровой трансформации ЧГУ Алёна Смыслова.

«Когда мы начинали работу в проектных командах, у нас было всего 11 команд, - рассказала проректор по цифровой трансформации ЧГУ Алена Смыслова. – Сейчас, когда их 300, и мы поняли, что нам нужно ИТ-решение. Выбрали Мodeus и решаем эту задачу вместе, мы отпилотировали проект сразу на весь масштаб университета, опробовали функционал конкретно на нашей модели. Это полторы тысячи студентов, около сотни наставников и более трехсот проектов в каталоге. Поняли, что этот функционал достаточно универсален и может подойти различным университетам. Сейчас мы вступили в ИОТ-консорциум, чтобы как полноправные участники сообщества использовать эту цифровую платформу в Череповецком государственном университете».

ИОТ-сообщество развивается, и это, по меткому выражению Владимира Рахтеенко, те люди, которым не все равно, что будет с высшим образованием в России.

Узнать больше об ИОТ можно в телеграмм-канале и социальных сетях ИОТ-университета.

Полная версия