В Минэнерго России не оперируют термином «запретить» в вопросе регулирования внутреннего рынка бензина путем ограничения экспорта.
Ведомство рекомендует компаниям нарастить объем предложения на бирже и слегка снизить экспорт топлива.
«Слово "запрет" мы не упоминаем, мы говорим про ограничение», - заявил глава Минэнерго Николай Шульгинов в ходе Евразийского экономического форума. Так он уточнил информацию от агентства Reuters, будто правительство России может полностью запретить экспорт бензина, чтобы не допустить дефицита на внутреннем рынке и подорожания. По данным агентства, такая мера рассматривается из-за сокращения Минфином топливного демпфера для НПЗ.
Николай Шульгинов говорит, что розничные цены на бензин в России сейчас стабильны, АЗС не жалуются на маржу, хотя ситуация требует постоянного внимания. В случае необходимости придется прибегать к ограничениям. В ФАС такой подход поддерживают, заключил Шульгинов.
В апреле 2023 года Минфин предложил сократить топливный демпфер в два раза до июля 2024 года. Мера может вступить начать действовать с июля текущего года. Благодаря ей бюджет сэкономит по 30 млрд рублей ежемесячно. Однако одного озвучивания данной идеи оказалось достаточно, чтобы с апреля цены на топливо начали понемногу, но стабильно, расти.
Как пишет «КоммерсантЪ», из-за решения Минфина прибыли НПЗ могут упасть вдвое, и компаниям придется снова повышать оптовые цены.
Выбора почти нет
Экономист Никита Масленников в интервью «МК» напомнил, что в мае биржевые цены на бензин достигли исторического максимума. Следом за оптовыми растут и розничные цены. Подорожание среди прочего может быть связано с тем, что к лету НПЗ останавливаются на плановые ремонты. Другая причина: правительство еще в 2022 году сократило субсидии нефтеперерабатывающим заводам, полагая, что нефтяные компании нарастили экспорт и с этого имеют достаточно неплохую прибыль (по механизму демпфера правительство обязуется помогать нефтяникам, если из-за низких цен на мировом рынке те теряют прибыль с экспорта).
По словам Масленникова, сдержать цены на топливо можно двумя путями: увеличить топливный демпфер, ограничить экспорт. Полного запрета быть не может, поскольку у компаний контракты.
Денег на субсидирование нефтяников в бюджете должно хватить. На днях Минфин отчитался, что в первом квартале дефицит бюджета сократился с 2,4 трлн рублей до 2,1. Это дает надежды на то, что правительству не придется регулировать экспортные пошлины, заключил эксперт.