Москва
22 ноября ‘24
Пятница

ИОТ-такие выпускники нужны работодателям

Каким путем вести студента к работодателю? Какого выпускника ждут на работе?

Исследование показало: работодатели как никто заинтересованы в качественных изменениях системы образования и поисках решений по ее изменению. Им нужны студенты с навыком принятия решений, ответственные и имеющие практический опыт.

В послании Федеральному собранию в 2020 году президент России объявил о масштабных изменениях в системе высшего образования, которые должны привести к повышению конкурентоспособности вузов. В стране работает программа поддержки трансформации университетов «Приоритеты 2030». Серьезное внимание уделяется повышению востребованности выпускников вузов, их разноплановой и практико-ориентированной подготовке вместе с индустриальными партнерами университетов. В числе критериев перезагрузки университетов - активное внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ - персональный путь студента от поступления до окончания вуза).

Известно, что от трети до 40% выпускников российских вузов никогда не работали по специальности, указанной в дипломе. Вузы заявляют, что хотят меняться, чтобы готовить не просто студента, а личность, способную добиться успеха в условиях неопределенности. ИОТ дает возможность студенту, начиная с первого курса, помимо базовых общих дисциплин («мейджоры») самостоятельно выбирать дополнительные курсы, элективы («майноры»). Уже есть отечественные цифровые платформы для поддержки реализации ИОТ, они помогают проводить массовые выборные кампании, качественно организовывать гибкое расписание, поддерживать проектные активности и видеть траекторию студента «в моменте». Уже подмечено: обучающиеся по ИОТ студенты лучше развивают навыки self skills, самостоятельность, самоорганизацию, умение делать важный выбор, более склонны брать на себя ответственность, ценят коммуникации. Профиль компетенций «индивидуальной сборки» делает таких студентов более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, а работодатели еще в ходе практики отмечают более высокий уровень студентов.

В России амбассадором внедрения ИОТ является ИОТ-университет - образовательная структура, созданная при поддержке ИОТ-консорциума вузов. В Консорциум входят 12 высших учебных заведений РФ: ТюмГУ, УрФУ, НИЯУ МИФИ, Сеченовский университет, ТГУ, ДВФУ, НГУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ЮФУ, ТИУ, САФУ и ЯГТУ, объединившиеся на базе платформы Modeus, чтобы совместно работать над темой цифровой трансформации высшего образования в России и внедрять индивидуальные образовательные траектории в свои рабочие процессы.

В преддверии проведения Второго Всероссийского ИОТ-слёта (именно там рождаются новые идеи и происходит обмен опытом внедрения ИОТ, оценка отечественных цифровых решений для их внедрения), мониторингово-экспертный центр «Группа 32» провел опрос работодателей (основных заказчиков на выпускников, как теперь принято говорить), как они воспринимают ситуацию и с выпускниками, и с намерениями менять подходы в высшем образовании.

В онлайн-опросе приняли участие 72 человека, из них большая часть – ТОП-менеджеры компаний крупного бизнеса и организаций и владельцы среднего бизнеса (совокупно 55,6 %), ТОП-менеджеры компаний среднего бизнеса и организаций (20,8 %).

Если кратко: выпускники вузов пока не стали ценным продуктом для работодателей – больше всего претензий к их недостаточному практическому опыту, неумению принимать решения и отвечать за них, отсутствии навыков работы в команде и недостаточной широте компетенций.

По мнению работодателей, высшему образованию важно отходить от жестких ученых планов, становиться более гибким и практико-ориентированным и шире внедрять ИОТ (индивидуальные образовательные траектории) в практику обучения. Для регионов это еще и возможность решить вопрос студентосбрежения, преодолев проблему миграции лучших юных мозгов в столицы.

Исходя из своего опыта последних 5-7 лет участники исследования в большинстве считают знания и компетенции молодых специалистов (выпускников вузов) средними (58,8 %) и низкими (29,4 %). Также отмечены средний уровень мягких навыков (44,1 %) и недостаточность либо отсутствие практического опыта (совокупно 86,8 %).

На вопрос о дефицитах (чего не хватает молодым специалистам – выпускникам вузов) ответы работодателей распределились следующим образом:

- нет опыта практической работы – 61,2 %

- не хватает ответственности – 53,7 %

- нет опыта работ в команде – 53, 7%

- не хватает знаний в профессиональной области и опыта работы в команде – 50,7 %

- опыта принятия решений – 50,7 %

- знаний в смежных областях – 35,8 %

Также были отмечены неумение самостоятельно искать информацию, принимать решения, недостаточные коммуникационные навыки и нехватка стратегического мышления.

Какой опыт обучения в вузе был у самих работодателей:

- жесткий учебный план – 61,8 %

- много теории, мало практики – 57,4 %

- возможность проектной работы и решение учебных задач – 22,1 %

- возможность проектной работы над реальными задачами компаний – 11,8 %

- гибкий учебный план с возможностью свободного выбора курсов – 8,8 %

- гибкий учебный план с возможностью изменения образовательной траектории – 2,9 %.

На вопрос, что выбрали бы для себя, если б могли это сделать сейчас, участники ответили:

- возможность проектной работы над реальными задачами компаний – 77,9 %

- гибкий учебный план с возможностью свободного выбора курсов – 44,1 %

- гибкий учебный план с возможностью изменения образовательной траектории – 44,1 %

- возможность проектной работы и решение учебных задач – 26,5 %

- жесткий учебный план – 16,2 %

При этом обосновали свое мнение:

- необходим наставник в начале обучения

- мир становится практичным, надо учиться тому, что реально пригодится

- изменение траектории соответствует изменениям технологий и рынка труда

- формирует конкурентоспособность

- необходимы практические навыки

- быстрая смена задач и приоритетов во всех сферах реальной экономики требует оперативно менять планы обучения, такой формат позволяет это сделать без ущерба базовым знаниям

- нужна практическая направленность обучения и возможность маневра в выборе образовательных курсов

- дифференцированное понимание профессиональных ролей требует сочетания компетенций

- нужна дисциплина и возможности

Особое мнение: нельзя давать возможности резкой смены специальности

И наконец, об ИОТ – траекториях, призванных изменить и вуз, и выпускника.

Для начала – разъяснения, что же это такое?

«Сегодня в России в вузовском образовании внедряется ИОТ-модель (индивидуальные образовательные траектории), включающая:

- обязательный блок общеобразовательных дисциплин (ядро)

- основной профиль специальности + возможность выбора курсов вне профиля

- возможность свободного выбора курсов из числа общеуниверситетских независимо от факультета

- возможность работы в проектных группах над реальными задачами компаний/организаций

- возможность привлечения лекторов из лучших университетов вне региона (онлайн)

- возможность изменения образовательной траектории после 2 курса (вплоть до смены специальности)

- возможность расширения набора получаемых компетенций

Вопрос: На ваш взгляд, что это даст студентам к моменту выпуска из университета?»

Работодатели отнеслись к идее следующим образом - цитируем:

  • Необходимо вернуться к модели образования, которая была 20 лет назад. В нашем ВУЗе (МИФИ) нас учили как разобраться в любом вопросе, методам и подходам. Сейчас молодежь только по шаблонам умеет действовать. Сужу по своим детям, которые недавно закончили магистратуру.
  • Большинство молодых специалистов, которых берем, страдают одним - непониманием, зачем надо много работать, и отсутствием ответственности. За работу, за свое профразвитие. Они приходят в компанию с посылом «мне все должны»: зарплату, хороший коллектив, доброго (нетребовательного) начальника, обучение. В Москве ситуация хуже в разы, чем в регионах. Люди идут после школы в институт, потому что так принято (+ армия для мальчиков). Учатся без мотивации, непонимания чему и зачем, потом точно также на работу приходят - без понимания зачем и для чего.
  • Это очень амбициозно, построить индивидуальные траектории, поскольку в реальности мир не настолько гибок. Нет у вуза бесконечного числа партнеров, нет бесконечного числа преподавателей или даже их цифровых элементов (кусов, программ, опросников и т.д.).
  • Наличие у выпускников опыта реализации задач в компаниях позволит им претендовать на более привлекательные вакансии, быстрее двигаться по карьерной лестнице, быть более эффективными самим и помогать становиться более эффективной компании-работодателю.
  • Это придаст осознанности в выборе профессии. Чем больше багаж компетенций, тем больше уверенности в принятии решений. Широкий взгляд на проблему, помогает видеть множество решений и делать выбор в пользу наиболее эффективного.
  • Умение работать с карьерными траекториями, возможность развивать на выбор I shape, T shape и E shape компетенции. Возможность получения практического опыта. Формирование понимания о гибких карьерах.
  • Это даст результат у 5 % обучаемых. Большинство не представляет с чем столкнуться на производстве. Нужно максимальное количество практических задач в том числе непосредственно на производстве.
  • Такие модели давно внедрены во многих вузах страны, лет 10 реализуются в школах. Это зарубежная модель, которую сложно приземлять в вузах России ввиду ряда ограничений
  • Это необходимо и неизбежно. Без этого высшая школа постепенно умрет. Уже сейчас быстрое получение компетенций более востребовано, чем вышка.
  • Знание других интересных специалисту дисциплин, что даёт объемность видения ситуации, а также опыт завершенного решения практических задач.
  • Лучших лекторов из университетов вне региона не найдёшь и не заманишь в 700 Российских ВУЗов (минус 50 Москвы и СПб).
  • Молодые - совершенно аморфные тупорылые амебы с высоким чувством собственного достоинства, пусть учатся, конечно.
  • Если студенты будут знать свою цель, то такой подход однозначно поможет им быстрее получить нужные знания.
  • Это гораздо больше расширит их компетенции, опыт в принятии решений, готовность к ответственности и мотивацию.
  • Конечно, это обеспечит более успешное введение специалиста в практическую деятельность.
  • Очень важна история наставничества, мотивации к производственным специальностям.
  • Это будут готовые к работе специалисты, более выгодные для моей компании
  • Возможность закрепить полученные знания. Получить практические навыки
  • 1. Осознание, тот ли карьерный трек выбрал 2. Практический опыт работы
  • Понимание выбранной профессии, приобретение социального опыта.
  • Это интересная возможность для молодых людей!
  • Больше кругозора и насмотренности в профессии.
  • Подход интересный, важна его реализация
  • Даст практические навыки и опыт
  • Улучшит качество образования
  • Профпригодность
  • Диплом

Что же так впечатлило представителей крупных и средних компаний и организаций как в студентах, так и в ИОТ-подходе, мы решили выяснить у внешних экспертов.

Вопрос к экспертам: что все же нужно поменять в высшем образовании, чтобы работодатели получили тех выпускников, что будут им полезны и нужны? И что эксперты думают о результатах опроса и об ИОТ?

Тахир Базаров, доктор психологических наук, профессор МГУ: «Интересные, но ожидаемые (для профессора МГУ) данные. Что нужно сделать? Реализовать модель 3-х К. Вуз озабочен квалификацией, работодатель - компетенциями (решением своих задач), а студент - собственной компетентностью и капитализацией. Вузам не понять работодателей до тех пор, пока они не начнут делать вместе со студентами реальные проекты, интересные государству и бизнесу. Пока не появится поколение нового типа преподавателей, которые способны создавать проектные команды и соединять научные знания с решением практических задач. Пока университеты не превратятся в лаборатории новых форм управления, а предприятия с их помощью не станут лабораториями по выращиванию новых профессионалов и способностей. Что касается ИОТ, на мой взгляд, это очень сложно сделать с нынешним профессорско-преподавательским составом. Но начинать надо. Есть варианты, как это можно сделать. Но нужны обсуждения. Одной цифровизацией здесь не обойтись. Оцифрованный бардак все равно бардак».

Екатерина Зиновьева, заместитель председателя Правительства Московской области - министр инвестиций, промышленности и науки: «За 5 лет подготовить 1 миллион специалистов для промышленности - эта непростая кадровая задача была поставлена президентом Владимиром Путиным еще в феврале текущего года. Ее масштабность объяснить легко. Во-первых, нынешний кадровый кризис сформировался не за один день. Во-вторых, сейчас мы переживаем достаточно крутой, но стратегически важный виток в развитии экономики и промышленного сектора. А такие стремительные трансформации требуют ресурсов, в том числе кадровых. Есть и другие факторы. Например, разрыв между вузовской «теорией» и реальной работой на предприятии, отсутствие тесного взаимодействия между вузом и условным заводом, когда первый не до конца понимает, специалистов с какими компетенциями хочет видеть второй. Здесь и нынешняя слабость института наставничества, и элементы нового времени, например, спрос на профессионалов-универсалов. Ведь сейчас даже на производствах, и об этом мне промышленники говорили не один раз, хотят видеть универсальных специалистов, имеющих серьёзные знания и в основной профессиональной, и в смежных сферах. Поэтому я бы добавила больше практики в вузах, взаимодействия с предприятиями, командной работы над проектами для студентов, а также возможность изменить получаемую специальность, так как многие выпускники школ не сразу понимают, с какой именно профессией хотели бы связать свою жизнь. Как раз этим задачам отвечает внедряемая сегодня модель индивидуальных образовательных траекторий, и я считаю, что такой подход позволит нам получать самостоятельных, осознанных профессионалов, которые станут востребованными на рынке труда».

Инна Можайская, генеральный директор HR-агентства, к.пс.н, хэдхантер: «Результаты опроса не удивили. Практика, погружение в проекты, возможность получить реальный результат - для студента лучшая форма обучения. Важно увидеть связь между теорией и практикой и получить удовлетворение от того, как это работает в реальной жизни и в профессии. На мой взгляд, проблемы выпускников - отсутствие самостоятельности из-за чрезмерной опеки родителей и сильное погружение в онлайн-среду. Чтобы дети взрослели, становились ответственными, придётся менять систему образования еще со школы. По поводу ИОТ- пока что-то не попробуешь и не соберёшь достаточно информации для того, чтобы делать выводы, не узнаешь. Поэтому надо пробовать. Важное условие здесь - личность преподавателя, его интерес к человеку и образовательному процессу, эрудиция, широта мышления, открытость новому и наличие практического опыта. Важно информировать студентов, что конкуренция на рынке труда только возрастает, помогать им определиться с карьерой ещё со студенческой скамьи. Я бы ввела обязательный курс в вузе по управлению карьерой. Что даст ИОТ студентам: способность принимать решения, на примере выбора курсов; возможность применять знания на практике, пока знания свежи; осознанность своего выбора карьерной траектории».

Александр Молчанов руководитель департамента консалтинга ООО «Тандем информационные системы», кандидат педагогических наук: «Что надо менять в высшем образовании, чтобы работодатели получили тех выпускников, которые будут им полезны? Прежде всего, стоит отметить, что высшее образование - про всестороннее развитие личности, ведь с 2012 года в законе об образовании убрана формулировка высшего профессионального образования. То есть, с 2012 годы вузы готовят всесторонне развитых граждан, которые более глубоко погружаются в специфику какой-либо отрасли. То есть высшее образование - это не про выполнение трудовых функций, так необходимых работодателям. При этом вузы вынуждены работать в обобщенных моделях знаний, ведь нецелесообразно зачастую учить 4 года человека для 2 вакансий, которые есть у конкретного работодателя. Чтобы сблизить эти позиции, существует сегмент дополнительного профессионального образования, который может взять на себя функцию формирования именно трудовых функций и навыков. При этом программы ДПО могут быть созданы с глубоким вовлечением работодателей и реализовываться, начиная с первого курса обучения студентов. Правда, стоит отметить, что предприятию тоже надо понимать стратегию своего развития на 5-8 лет вперед, чтобы эффективно взаимодействовать с вузом, чтобы транслировать заказ не сегодняшнего дня, то есть вместо «вы мне в этом году дайте 5 инженеров способных работать с таким-то инструментом» запрос должен становиться таким, «у меня есть планы через 5 лет расширить свою компанию на 20 человек, основной инструментарий вот такой, основной набор задач, которые планируем решать вот такой, давайте вместе сделаем программу, которая даст мне этих людей». В такой логике вуз будет готов вести продуктивный диалог. Если же работодатель имеет планы на год или два вперед, то нужно говорить или о коротких программах ДПО или о модулях для программ по выбору. По сути, из таких модулей и может собираться индивидуальная образовательная траектория обучаемого.

В исследовании большинство работодателей хотят, чтобы у выпускника уже был опыт работы, это обусловлено высокими рисками, когда они принимают сотрудника без такого опыта. Однако опыт сам по себе не появляется, потому надо продумывать как вместе с вузами снизить риски на первом рабочем месте, возможно, это надзор и ответственность вуза за решение задачи, возможно, это выделение наставников с обеих сторон, возможно, предварительная передача проектов в вуз для проработки и поиска оптимальных решений, чтобы выйдя на рабочее место молодой сотрудник уже понимал, как задачу решить. Про такие компетенции как ответственность, опыт работы в команде и другие хочется сказать, что их можно и нужно формировать в образовательной организации, причем как во время занятий (например, в некоторых вузах есть предмет «проектная деятельность»), так и в повседневной жизни, когда вся деятельность вуза подчинена проектной логике.

Многие респонденты отмечали, что они с радостью бы в вузе, если бы вернулись туда, уделили бы время проектной работе над реальными задачами и проектами компаний. В моем опыте взаимодействия вуза и работодателя всегда возникал вопрос, на ком лежит риск не исполнения реальной задачи, кто несет эту ответственность? Очень часто вуз не готов взяться за реальный сложный проект, поскольку не обладает ресурсом для его комплексного решения или такое решение будет сделано во вред основной деятельности. Стоит отметить, что есть вузы, например, УРФУ, в котором выполнение проектов от компаний очень хорошо вплетено в учебный процесс с декомпозицией по сложности решаемых задач на разные уровни образования. С другой стороны, часто видел и нежелание работодателя отдавать реальный проект, в том числе и по причине утечки информации в вуз для проработки.

Особо стоит отметить тренд на индивидуальные образовательные траектории. На мой взгляд, сейчас во главу угла ставят только траектории, собранные самими обучающимся. Но ведь могут такие траектории быть собраны и предприятием? Если я как работодатель знаю, что для моих вакансий лучше математику дадут в Томском политехе, а искусственный интеллект в МИСИС, а физику и сопромат в Питерском политехе, то почему я не могу собрать рекомендацию для тех студентов, которые хотят ко мне прийти на работу именно из этих курсов? На мой взгляд, это сильно расширит возможности взаимодействия вузов и работодателей.

Таким образом, хотелось бы сделать вывод, что взаимодействие вузов и работодателей - это дорога с двусторонним движением, на которой надо вырабатывать определенные правила и фиксировать их в документах, тогда это взаимодействие будет наиболее эффективным».

Анастасия Нидзий, продюсер по развитию бизнеса РФ/СНГ, EMEA, ASIA; бренд-директор; лидер образовательных проектов для предпринимателей SPLAT: «Проведенный опрос наглядно показывает, что современной экономикой, индустриями и бизнесом востребованы «взрослые специалисты». Во-первых, это выпускники ВУЗов с опытом в профессии (здесь важны уже сформированные навыки, просто знаний и умений недостаточно), во-вторых, командные игроки (не важно, в корпорации предстоит работать либо на производстве), и наконец, умеющие брать на себя ответственность и принимать решения самостоятельно. А современные скорости развития экономик в мире только ярче демонстрируют разрыв между «спросом» и «предложением».

Решений здесь может быть несколько. Вот некоторые из них. Новый взгляд на построение карьеры молодого специалиста - со школы (школа-ВУЗ/колледж - компания). Синергетический эффект от сотрудничества образовательных «провайдеров» и индустриальных либо бизнес-партнеров позволит обеспечить и точность, и скорость при подготовке «нужных» кадров. Стажировки, кейс-чемпионаты, совместные практико-ориентированные курсы – это только часть, важно системное стратегическое взаимодействие вдолгую. Сочетание фундаментальных знаний и практико-ориентированных образовательных программ: первое позволит развить системное мышление и умение аргументированно формировать свое мнение и принимать решения, второе – поможет применять знания «на деле» и работать в команде. ИОТ (индивидуальные образовательные траектории) при балансе всех составных частей и с учетом тенденции непрерывного обучения (lifelong learning) может обеспечить студенту к моменту выпуска из университета не только понимание своей «суперсилы», развить ее, но и дать настоящее конкурентное преимущество».

Игорь Шадеркин, заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровой медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет): «Базисное медицинское образование в вузах очень далеко от совершенства и часто сильно оторвано от практики. Поэтому в медицине используется несколько важных подходов: после вуза студенты прозодят ординатуру по специальности, что позволяет за 2 года на базисные знания наложить специальные знания и, что не всегда получается, практические навыки; непрерывное (продолженное) образование, так как знания устаревают и требуют обновления; освоение (передача от экспертов) практических навыков; создание и развитие профессиональных сообществ со специализацией и, часто, суперспециализацией; обмен информацией "из уст в уста". Врачи, зная друг друга и обладая опытом, делятся в привате этим опытом - это очень сильный инструмент доверия среди врачей. Именно потому образование в медицине должно быть постоянным, непрерывным, а преподавателями - врачи-эксперты с практическим опытом, кроме того, важно образование по узким специальным вопросам, что в целом приближено к ИОТ».

Павел Склянчук, член Совета молодых политологов Российской ассоциации политической науки, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью: «Мне, как выпускнику Томского университета по направлению «политология», близка и понятна актуальность индивидуальных стратегий в высшем образовании. Думаю, ИОТ должна стать основой обучения студентов. Также необходимо, чтобы в учебном процессе серьёзное относились к производственной практике. Это действенный инструмент для работодателей испытать в бою перспективных выпускников. Например, каждый год выпускается полтысячи дипломированных политологов, учившихся на бюджетных местах. Почему бы их всех не брать помощниками депутатов, не интегрировать в работу политических партий? Государство учит политологов, но работы им не дает, это неправильно».

Илья Дубинский, директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям: «Работодатели хотят, чтобы работники были максимально подготовлены к эффективной деятельности в их компании на ролях, на которые их наняли - с первого дня работы. Современный российский образовательный подход, на мой взгляд, маскируется под социальную эффективность (ФГОСы, карты компетенций и прочее), но на самом деле остается на 95+% академическим по всем основным критериям. Этот разрыв опрос и подсветил. ИОТ как способ организации образовательной логистики, конечно, больше нужен для эффективного применения «новых» образовательных философий, но также полезен и в применении академической философии, что, собственно, и делается в большинстве случаев, не приводя к желаемым работодателями изменениям, за исключением тех редких случаев, когда учащиеся и работодатели действительно имеют реальный вес в определении того, чему и как учить. Правда в этих случаях возникает проблема того, что учащиеся и работодатели, не являясь профессионалами в обучении, и хорошо понимая «зачем», делают ошибки в «чему» и «как»… Но это уже другая история».

Полная версия