Импортозамещение не сработало: авиасообщение начинает сокращаться внутри России
Нехватка запчастей начинает негативно сказываться на вертолетном парке российских компаний.
Гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов предупредил, что уже в 2024 году придется остановить около 30% вертолетного парка, если не будет решена проблема с комплектующими.
«Мы делаем прогноз по своему парку — если ситуация не изменится, то будет остановка 30%. Я думаю, у других операторов ситуация не лучше», —сказал Мартиросов (цитирует РИА Новости). По его словам, хуже всего обстановка с вертолетными двигателями. Это касается как иностранных, так и отечественных вертолетов, на которых тоже стоят иностранные агрегаты.
Как отмечает Газета.RU, в парке «ЮТэйр» насчитывается более 300 вертолетов. Из них 158 – семейства Ми-8, 7 штук - Ми-26Т. Ранее холдинг «Вертолеты России» запретил продление сроков эксплуатации старых вертолетов, и это только усугубило ситуацию. Теперь в течение 2-3 лет списать придется до тысячи воздушных судов.
Мартиросов посетовал, что с таким подходом компания вряд ли удастся мотивировать покупать новые Ми-26, каждый из которых обходится дороже $40 млн. Если их все же покупать, вертолетным компаниям придется повышать стоимость своих услуг. «Налет сократится сразу же в 2,5–3 раза. Вертолеты Ми-26 в год летали по России около 5 тыс. часов — сразу все упадет до 1,5–2 тыс. часов в год», — прогнозирует Мартиросов.
Раньше нужно было думать об импортозамещении
Экономист Алексей Кричевский в комментарии к высказыванию главы «ЮТэйр» отметил, что явно есть угроза «оптимизации» авиасообщения внутри России. Полностью локализованный российский самолет в лучшем случае появится не раньше 2025 года. Еще какое-то время уйдет на отлаживание всех систем и полноценное производство. Причем оно отчасти будет ориентировано на экспорт, потому как работа только на госзаказ не представляет коммерческого интереса. «Ибо что делать, когда захлопнется бюджетная кормушка – непонятно», - объяснил логику Кричевский.
Тем временем можно ожидать, что билеты будут дорожать, количество рейсов – сокращаться.
«Никто не говорит о том, что полеты встанут совсем или что самолеты не обслуживаются - это происходит и сегодня, но в разы дороже и сложнее. Варианты полетов из Москвы в Петербург за пару-тройку тысяч рублей постепенно будут исчезать, потому что проблема авиасообщения будет ежемесячно становиться все более острой», - предупредил эксперт.
В заключение Кричевский подчеркнул, что сейчас – самое время предъявить результаты многолетней работы над программой импортозамещения. Теперь они действительно нужны.