В России на высоком уровне заговорили о значимости идеологии в вопросе сплочения общества.
Патриотизм по своему содержанию – не достаточно емкое понятие, чтобы назначить его идеологией. Естественные чувства, которые без всякой помощи должны присутствовать у каждого гражданина, нет смысла пестовать и выдвигать как нечто системообразующее. Кроме того, патриотизм вовсе не означает единомыслия в вопросах, как сделать для страны лучше.
Глава Минюста России Константин Чуйченко заявил, что для начала было бы правильно решить вопрос с положением Конституции, прямо запрещающим в России государственную идеологию. Он напомнил, что эта статья пришла на смену статьи 6 Конституции СССР (там говорилось, что КПСС – ядро политической системы страны).
Чуйченко посетовал, что ни одна страна мира не имеет таких положений в Конституции, как Россия. «Только Россия в свое время по совету наших так называемых партнеров взяла на себя эти "повышенные обязательства"», - посетовал министр.
Идеология как способ скрыть реальность иллюзией
Политолог Георгий Бовт в колонке для «BFM» заметил, что Конституция имеет более широкие формулировки по части идеологии. Там говорится об идеологическом, политическом многообразии, о многопартийности. Также там указано, что все «общественные объединения равны перед законом», и запрещается создавать такие объединения, которые будут посягать на конституционный строй.
Если по замыслу Чуйченко убрать статью, запрещающую госидеологию, статус госидеологи можно будет придать любому документу. Например, Указу президента об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Однако же принципа «за все хорошее» и традиционное для идеологии тоже не достаточно. Важным моментом любой идеологии является формирование образа будущего, некой цели, к которой общество своими усилиями стремится. Идеология определяет не только тактику, но и стратегию человеческой деятельности на десятилетия вперед.
Культуролог Славой Жижек ранее писал, что идеология – это «призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности». Она в то же время структурирует общественные отношения, на поверку лишь позволяя ускользнуть от действительности. Георгий Бовт в продолжение этой мысли указал на позицию философа Гегеля: «Все разумное действительно, все действительное разумно».
Отсутствие идеологии уже разрывает общество
ТГ-канал «Столовая» в комментарии к высказыванию Чуйченко напоминает о докладе Александра Бортникова, в котором отмечается, что за год СВО было обнаружено около сотни молодежных террористических групп.
Автор канала по этому поводу констатирует, что без внятной мобилизационной идеологии враждебные идеологические очаги на территории России подавить не получится.
«Более того, не получится ответить на актуальные вызовы и даже оценить их. Нужна идеологическая внятность, способная сплотить страну, тогда как невнятность ее разрывает», - пишет «Столовая», указывая на позицию философа, политолога Сергея Кургиняна, который достаточно четко определяет истоки враждебной России идеологии.
Речь о постмодернистских веяниях, расчищающих дорогу неонационалистическим движениям. «Ни конец истории, ни столкновение цивилизаций точно не описывают происходящее в современном мире. А разработка Центра Кургиняна с его моделью модерн-постмодерн-контрмодерн-сверхмодерн позволяет всерьез говорить о концептуальном суверенитете для России в современном мире. Если уж разрабатывать современную государственную идеологию, то с опорой на подобное», - резюмирует канал.