Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Удел отчаянных оптимистов»: эксперты оценили пенсионную новацию Минфина

Анонсированная ранее государством система поддержки граждан, которые готовы воспользоваться программой добровольных сбережений на старость, не обойдется без подводных камней.

Такое мнение высказали опрошенные INFOX эксперты. Специалисты признают, что ноу-хау не лишено рисков, и пенсионеры вряд ли смогут разбогатеть.

Рубль от государства

Ранее Министерство финансов раскрыло принципы софинансирования накоплений россиян из бюджета в рамках готовящейся программы долгосрочных сбережений. Так, участников разбили на три группы, для каждой была выведена собственная формула.

По информации Минфина, если у человека имеется среднемесячный доход до 80 тысяч рублей, то формула будет следующей: 1 рубль государства на 1 рубль гражданина. В частности, для получения максимального размера поддержки зарабатывающим в месяц до 80 тысяч рублей необходимо будет внести в программу 36 тысяч рублей в год. В этом случае государство их удвоит.

В том случае, если среднемесячный доход составляет от 80 до 150 тысяч рублей, то на 2 рубля гражданина государство автоматически доплатит 1 рубль.

В министерстве уточнили: для того, чтобы получить предельно возможный объем софинансирования, за год в программу придется инвестировать 72 тысячи рублей. Так, при доходе выше 150 тысяч рублей в месяц на 4 рубля россиянина будет приходиться 1 рубль государства.

Подняться над минимумом

Эта система нужна, прежде всего, государству в лице Пенсионного фонда, утверждает в разговоре с INFOX руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

«Есть проблема, как дать большую пенсионную выплату гражданину, выше, чем в среднем дает пенсионная система. У задачи по ее преодолению есть два решения (даже можно сказать одно - и один «костыль»): дать возможность копить в периметре государственной системы пенсионного обеспечения или отправить всех в систему негосударственных пенсионных фондов», - пояснил собеседник издания.

Второй путь, признает Кирьян, невыгоден значительной части работающих граждан. Дело в том, что с медианной заработной платой в диапазоне 40-50 тысяч рублей клиент просто не сформирует в частной системе резервы для существенной частной пенсии в будущем.

«Максимум - накопит на «прибавку» к обычной пенсии в 10-20 тысяч рублей, и это при условии многолетних отчислений) Так что ему выгоднее система софинансирования. Она не сделает будущую пенсию «золотой», но позволит подняться над сегодняшним минимумом в 14-16 тысяч рублей у большинства пенсионеров», - пояснил эксперт.

Кирьян подчеркнул, что все это работает в том случае, если софинансирование будет многолетним и эффективным. По его оценкам, к сожалению, часть рисков этой инициативы лежит не в сборах, а в том, что мы не понимаем будущие уровни инфляции, курсы валют., то есть надо быть готовым к тому, что экономика может в будущем преподносить неприятные сюрпризы, за которые сама пенсионная система не в ответе.

По оценкам доцента РАНХиГС, экономиста Сергея Хестанова, главная проблема любых долгосрочных инвестиций в России - риски инфляции и девальвации рубля.

«А заморозка накопительной части пенсии с 2014 года еще и добавила риски регуляции. Потребуется минимум десятилетие стабильности, прежде чем будет можно всерьез говорить о восстановлении доверия граждан к программам софинансирования пенсий. Пока же все программы такого типа остаются уделом отчаянных оптимистов», - признал в разговоре с INFOX экономист.

Программа софинансирования пенсии работала с 2008 года, тогда государство удваивало добровольные взносы, если они составляли не более 12 тысяч рублей, напомнил в беседе с INFOX основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев. По его словам, поначалу программа вызвала реальный интерес, прежде всего тем, что пенсионные деньги могли «работать», то есть негосударственные пенсионные фонды получили возможность их инвестирования.

Эксперт напомнил, что пенсионные фонды в большинстве экономически развитых стран являются основными инвесторами глобальных национальных проектов развития промышленности или инфраструктуры, поскольку они вкладывают так называемые «длинные деньги» - накопления граждан, которыми последние смогут воспользоваться только через 20-30 лет.

По его оценкам, взаимная выгода здесь очевидна: граждане получают дополнительное увеличение своих пенсионных накоплений, а государство получает средства для строительства крупных заводов, разработки месторождений и прочих серьезных проектов, отдача от которых будет не моментально.

«Однако через несколько лет возможность перевода пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды была заморожена, а вместо реальных денег стали начислять некие баллы, мотивируя это тем, что данная мера позволит не повышать пенсионный возраст. Затем, как мы все хорошо помним, в 2018-м произошла замечательная пенсионная реформа, увеличившая возраст выхода на пенсию, а баллы при этом остались. В том же году состоялся чемпионат мира, финансирование которого осуществлялось в том числе за счет средств ФНБ, целевая функция которого изначально была обеспечивать покрытие дефицита пенсионного бюджета. Стоит ли удивляться тому, что такой дефицит неожиданной возник?» - говорит юрист.

Теперь, продолжает он, после всех «коловращений» государство предлагает своим гражданам вновь начать вкладывать деньги в пенсионный фонд.

Полная версия