Пресс-служба Минфина России опубликовала предварительные данные по экономике за I квартал 2023 года.
Как отмечают авторы ТГ-канала «Proeconomics», представленные цифры выглядят неутешительно и свидетельствуют о перспективе получить к концу года совсем не то, что прогнозируется оптимистично настроенными чиновниками.
Доходы федерального бюджета в январе-марте составили 5,677 трлн рублей. Расходы – 8,077 трлн. На данный момент бюджет исполнен с дефицитом в 2,4 трлн, тогда как на весь текущий год запланирован дефицит в размере 2,9 трлн.
«Proeconomics» на этот счет поясняет, что если дела так пойдут и дальше, дефицит по итогам года достигнет 9,5-10 трлн рублей. То есть, больше трети всего федерального бюджета.
Расходы в сравнении с аналогичным периодом 2022 года выросли на 34%. В деньгах прибавка получилась 2,7 трлн рублей за квартал. По всей видимости, значительная часть этих средств – расходы в связи с «известными событиями».
Нефтегазовые доходы составили 1,635 трлн рублей. Год к году снижение получилось 45%. Главными негативными факторами здесь стали снижение котировок Urals и сокращение объемов экспорта природного газа. Вероятно, немалую роль тут сыграли санкции с потолком цен на российскую нефть, хотя были сообщения, что в одних случаях, нефть продавалась заметно ниже установленной цены в $60 за баррель, а Япония в последнее время, несмотря на участие в санкциях, покупала нефть из России по цене в районе $70 (об этом писала The Wall Street Journal).
Надежды на лучшее
Минфин полагает, что нефтегазовые доходы начнут восстанавливаться во втором полугодии. Этому поспособствует уточнение определения налоговой базы и сокращение дисконта на Urals. Речь о налоговых поправках министерства, с которыми нефтяные компании начнут платить налог с экспорта исходя из фиксированных ценовых ориентиров. С нововведением нефтяники при всем желании не смогут отправлять нефть за границу с большими скидками.
Еще один позитивный момент состоит в том, что в марте расходы бюджета выросли только на 4,2% год к году, существенно замедлившись после ускоренного финансирования отдельных контрактуемых расходов в первые два месяца года.